Редакция
11 января 2022

Ученые доказали: антипрививочная пропаганда и теории заговора нацелены на родителей

Вы не замечали, что если зайти в антипрививочные и конспирологические группы в Сети, то обнаружится, что в своей аргументации они часто используют слово «дети»?
Фото Depositphotos
Фото Depositphotos

Говорят, что прививки вредны для детей, что после прививок у детей не будет детей, описывают все возможные и невозможные осложнения для детей. Ну, что ж, ученые исследовали этот феномен и готовы подтвердить: нет, это не случайность и не совпадение.

Антипрививочники прирастают за счет родителей, потому что легче напугать уже напуганного — а у мам и пап даже без коронавируса есть немало поводов для тревожности.

Как пишет родительский портал Scary Mommy, ученые университета Джорджа Вашингтона были обеспокоены тем, что многие люди в ходе пандемии стали жертвами дезинформации в вопросах медицины. Это навредило как отдельным семьям, так и обществу в целом: люди умирали из-за отказа от вакцинации, нежелания носить маски и лечения «народными средствами». А самое печальное, что значительная часть этих дезинформированных граждан оказалась семейными людьми.

Исследователи решили изучить этот вопрос, чтобы выяснить, случайно ли это получилось или группы, распространяющие ложную информацию о коронавирусе и прививках в Сети, изначально рассчитывают на родителей как на свою целевую аудиторию?

Интересное по теме

Фейки, чатики и выбор. Воскресное письмо

Группа исследователей рассматривала, как распространялась информация о пандемии COVID-19 в крупных родительских сообществах в Фейсбуке.

«Изучая социальные сети в беспрецедентных масштабах, мы выяснили, почему родительские сообщества были завалены дезинформацией во время пандемии, и откуда она взялась», — прокомментировал результаты своей работы Нил Джонсон, профессор физики в Университете Джорджа Вашингтона и автор исследования.

Ученые выделили две большие группы, ответственные за дезинформацию: одни выступали против прививок, другие рассказывали об альтернативной медицине. Представители обеих групп публиковали ложную информацию на крупных родительских форумах.

Интересное по теме

Билл Гейтс, чипирование, Бесогон и коронавирус: как все это взаимосвязано и почему все слетели с катушек

Благодаря репостам и обмену информацией (которая также касалась изменения климата, 5G, пищевых добавок и прочих любимых конспирологами вещей), связь между группами дезинформаторов и родительскими сообществами росла и ширилась. Выглядело это примерно как паразитирование блох на собаке: со стороны вроде бы и не видно, но они есть, и если ничего не делать, их становится все больше.

Родительские сообщества, которые исследовали ученые, насчитывали в сумме 100 миллионов пользователей. Хотя влиятельные и уважаемые группы модерируют комментарии и посты, а Фейсбук борется с крупными сообществами, нарушающими политику компании, часть дезинформации проходит «под радарами», потому что исходит либо от небольших сообществ, либо постится частными лицами.

Интересное по теме

Окно Овертона: что это такое и почему пора его закрыть

«Наши результаты ставят под сомнение подходы к модерации, которые фокусируются на самых крупных и, следовательно, наиболее заметных сообществах, в отличие от более мелких, которые лучше интегрированы. Очевидно, что борьба с онлайн-теориями заговора и дезинформацией невозможна без учета этих источников и каналов, объединяющих множество сообществ», — отметил доктор Джонсон.

Полностью исследование можно почитать в журнале IEEE Access. Оно, помимо всего прочего, демонстрирует механику распространения теорий заговора в социальных сетях.

Пожалуй, главный вывод, который можно сделать из этой научной работы, — это вывод о необходимости проверки информации. Даже если она исходит из сообщества, которому вы доверяете.

О том, как проверить полученную информацию на научность, мы писали большой разбор — вот он. Вспоминайте о нем, когда увидите тревожащее сообщение, написанное жирным красно-черным шрифтом с восклицательными знаками, в родительском чате!

Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе