«Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства»: как устроена традиционная еврейская семья

Отрывок из книги «Еврейские законы больших денег».

Обложка книги «Еврейские законы больших денег»

В издательстве «Бомбора» выходит книга делового автора и владельца рекламного агентства Дмитрия Сендерова «Еврейские законы больших денег». В ней он рассказывает не только о бизнесе, богатстве и выстраивании отношений с деньгами в еврейской традиции, но и уделяет время темам детей, брака и семьи.

С разрешения издательства мы публикуем главу «Шалом байт — мирный дом», в которой идет речь о том, как устроена традиционная еврейская семья.

Еврейские законы больших денег — это система, которая состоит из многих элементов: воспитание, отношения, партнерство, бизнес, долги, цели, традиции, гигиена и телесное здоровье, питание, работа, правила ведения дел, правила общения и переговоров, отношение к богатству, приумножение капитала, инвестиции — все это неразрывные части единого целого.

Нельзя воспринимать и обсуждать одну часть в отрыве от всего остального.

Я даю вам системные знания, а дальше — вы сами принимаете для себя решения и составляете свою стратегию изменений и действий.

Пришло время поговорить об отношениях между мужчиной и женщиной.

Мужчина и женщина, согласно еврейским канонам, очень сильно связаны: только вместе, в семье, они, дополняя друг друга, представляют целостное существо. Поэтому они созданы для взаимной любви и уважения.

Интересное по теме

Общий или раздельный? Три истории о семейном бюджете

Создав людей, Бог дал им заповедь «плодиться и размножаться». Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует, в частности, и то, что принадлежность ребенка к еврейству определяется не по отцовской, а по материнской линии.

В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя.

Также там говорится, что «мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства».

Очень четко прописаны и мужские обязанности в постели: если муж не занимается тяжелым физическим трудом, он должен радовать свою жену ежедневно. Тот, кто занимается физическим трудом и живет в том же городе, где работает, — не менее двух раз в неделю.

Более того, еврейская традиция не приветствует долгие отлучки мужа из дома. При этом, если он должен уехать, то его обязанность — исполнить супружеский долг перед отъездом и в день возвращения.

Браки у евреев до сих пор заключаются согласно древним законам.

Этому предшествует сватовство (шидух) — знакомство молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессиональному свату — шахдану.

Если все прошло хорошо, составляется специальный документ (тнаим), где указывается день свадьбы и перечисляются все денежные обязательства, которые принимают на себя родители жениха и невесты.

Сам день свадьбы имеет название «хупа» — это свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания.

Как вы думаете, с чего у евреев начинается свадьба?

С подписания Ктубы — документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода.

Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо, и далее Ктуба передается невесте.

Интересное по теме

Менструальная кровь против щучьих зубов. Александра Архипова — о традиционных ценностях в России

Еще в V веке до нашей эры евреи составляли то, что сегодня называется брачным договором, — 25 веков назад.

До сих пор в Израиле Ктуба по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

И очень часто в еврейских домах Ктубу вывешивают на видном месте как напоминание каждому о клятвах и обязанностях по отношению друг к другу.

Как пишет Наталья Прокопьева, руководитель Этнографического музея в Москве:

«Ктуба гарантировала жене в случае развода определенную денежную сумму, оговаривались и другие условия. Текст Ктубы, хотя и носил меркантильный характер, излагался поэтичным языком, украшался цитатами из Священного Писания, иллюстрациями к нему, знаками зодиака, что нередко превращало договор в произведение искусства.

Под хупой, в кульминационный момент свадебного ритуала, жених надевал невесте кольцо. В конце церемонии принято было разбивать бокал в память о разрушенном Иерусалимском Храме. (Отсюда и пошла традиция разбивать на свадьбе тарелку. — Прим. автора). Для церемонии мать невесты пекла и дарила зятю специальный свадебный пирог, который шутливо называли «болячка моей мамы».

Инициатором развода мог быть только муж в случае бездетности жены или ее неверности. Слова из Торы «…пусть напишет ей разводное письмо» в еврейском праве интерпретировались буквально: составлялся документ — гет, который освобождал женщину от супружеских обязанностей. Разводное письмо, как и другие документы в иудаизме, имело устоявшуюся форму на иврите и включало следующую информацию: название города, реки, имена разводящихся, имена присутствовавших свидетелей. Разводное письмо надрезали по четырем углам и хранили в архиве синагоги.

В традиционной семье женщина фактически была главой, поскольку именно ей приходилось брать на себя ответственность за решение всех жизненно важных вопросов. Во многом это было связано с тем, что мужчина с согласия и при поддержке жены посвящал большую часть своего времени изучению Торы или молитвам и диспутам в синагоге, в то время как на женщину ложились основные заботы по обеспечению семьи. Женщины имели законное право заниматься торговлей — покупать, продавать, обладать собственностью. Они рожали и растили детей, следили за благосостоянием семьи, были советчицами для своих мужей в любом деле.

Роль еврейской женщины в духовной жизни семьи была не менее важна роли мужчины. Ее главные обязанности в доме — это Заповеди, главные из которых: отделение халы (кусочка теста до печения хлеба) и обеспечение кашрута (закона о требованиях, предъявляемых к продуктам питания и способам приготовления пищи), соблюдение чистоты семейной жизни, зажигание свечей.

Важные правила поведения за столом были изложены в талмудическом трактате «Дерехˊэрц» («Земной путь»). Его установления подчеркивают важность соблюдения гармонии в семейной жизни и предупредительного отношения к жене, детям и родственникам. Правила «Дерехˊэрц» указывают, что человек должен быть вежлив, осторожен в словах и требованиях, обязан всячески избегать непристойной речи; должен есть меньше, чем позволяют его средства, и прилично одеваться. «Дерехˊэрц» также предусматривает соблюдение правил хорошего тона в поведении за столом, приеме гостей.

Для приготовления пищи евреи использовали посуду, купленную на ярмарках, то есть ту, что изготовлялась в местах их проживания крестьянами и ремесленниками. При этом строго соблюдалось разделение емкостей для мясной, молочной пищи и воды, также хранили посуду для разных продуктов на разных полках. Помимо утилитарной и эстетической, пища имела и другие функции. Так, оставленные кусочки хлеба на столе предназначались для того, чтобы умилостивить духов. Пища с использованием лука и чеснока, имеющих резкий запах, использовалась в качестве оберега, а также в практических целях во время эпидемий.

Женской привилегией было зажигать свечи, чтобы благословить светом свечей приход субботы или начало другого праздника, приготовить субботний хлеб — халу».

В семьях Израиля права женщины серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женой, если она не согласна.

На протяжении первого года после свадьбы муж должен уделять особое внимание своей супруге. В Торе сказано: «Свободен да будет он для дома своего один год и да увеселяет жену свою, которую взял».

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире.

Как правило, там не принято кричать и выплескивать эмоции — нужно исходить из того, что обо всем можно и нужно договариваться.

В книге «Бава Батра» — по-русски «Последние ворота» — я нашел такие строки:

«Разносчики женских украшений должны иметь право беспрепятственно приходить населенные пункты, чтобы у женщин была возможность в глазах мужей выглядеть красивыми».

Больше такого права ни у кого не было.

Интересное по теме

«Нельзя без вреда для себя постоянно отказываться от того, что хочется, в пользу того, что будет дешевле»: колонка о бесполезных покупках, которые мешают нам экономить, но помогают жить

«Шалом байт», или «мирный дом», — это очень важная еврейская традиция, которая помогает еврейским семьям сохранять любовь и взаимопонимание на долгие годы.

Задача любого еврейского мужчины — делать все, чтобы в твоем доме был мир, предусматривать все возможные конфликты и гасить их на стадии зарождения.

При этом, по еврейским законам, нельзя поддерживать отношения с человеком, который вас мучает. Если муж — домашний мучитель и с ним не получается вести «мирный дом», соответственно, у вас есть право с таким человеком расстаться и не поддерживать с ним взаимоотношения. Женщина в еврейских законах и традициях очень хорошо защищена от произвола мужа, от того, что она или дети останутся в той или иной ситуации без средств к существованию.

В конце главы не могу не рассказать еще один анекдот: Англичанин имеет жену и любовницу. Любит жену. Француз имеет жену и любовницу. Любит любовницу.

Еврей имеет жену и любовницу. Любит маму.

Мнения «Никто не хочет с ним играть»: почему современные дети не умеют дружить
Есть ли у родителей повод переживать и помогать детям искать друзей.
Новости Дедушки-знаменитости, которые свободное время посвящают внукам
Вот кому эти серьезные мужчины позволяют вить из себя веревки.