«Украденные поколения»: к чему приводит насильственное разлучение с близкими и родной культурой

Про травму, которая передается через поколения.

Коллаж с фото: valiantsin suprunovich | Shutterstock | Fotodom

Мы уже писали, как в Австралии всего несколько десятилетий назад из-за жестоких предрассудков десятки тысяч матерей разлучали с их детьми. Еще одной жертвой людоедских убеждений стала другая уязвимая группа — люди, которые жили в Австралии до прихода европейских колонизаторов.

Якобы из благих побуждений — чтобы защитить детей аборигенов от пренебрежения и абьюза, — их насильно разлучали с матерями и родной культурой… после чего помещали в приюты, где к ним относились как к людям второго сорта и подвергали жестокому насилию. Еще одной цели — ассимиляции их в европейское общество — таким способом тоже, конечно, добиться не удалось.

Практика похищения детей была широко распространена до конца 1960-х, и ее последствия аукаются до сих пор: травма передается потомкам похищенных.

Рассказываем про «украденные поколения».


В семье Дженнифер «украли» три поколения.

Первой из родной семьи забрали бабушку-аборигенку Ребекку, 1890 года рождения. Когда ей было пять, она приглянулась кому-то из потомков европейцев и ее увезли. Похоже, заботились о ней не очень хорошо, потому что в 14 лет она родила первую дочь — Грейс, маму Дженнифер, а затем еще трех девочек — Эстер, Вайолет и Мэй. В 23 года, уже выйдя замуж за отца девочек Лори, она умерла от туберкулеза.

Второе «украденное поколение» — дочери Ребекки. После смерти мамы они жили с тетей и дядей, в семье им было хорошо и комфортно. Отец работал и поддерживал их. Но как-то в 1915 году к нему на работу пришел полицейский и потребовал подписать бумаги о том, что он не против направить девочек в приюты — мол, там их обучат и они смогут найти работу у потомков европейцев, когда вырастут. Лори пригрозили, что, если он не согласится, его надолго отправят в тюрьму. Он был вынужден подписать документ.

Маленькая Вайолет умерла через два года от туберкулеза. Грейс и Эстер выжили, но им очень плохо жилось в перенаселенном приюте с жесткими условиями. Как-то одну ученицу за то, что они была медлительной, привязали к столбу и избили до смерти. Девочек учили читать, писать и считать, а кроме того — убираться, стирать и готовить.

Эстер была крупной для своего возраста, поэтому в 12 лет ее отправили работать поваром. Других крупных девочек часто отправляли на фермы, где хозяева избивали их и подвергали сексуализированному насилию. За работу им, конечно, не платили. Некоторые девочки просто исчезали, и никто их больше не видел.

Грейс стала няней в 14. Она присматривала за четверыми маленькими детьми. Спустя несколько лет она вышла замуж и родила двух девочек — которые продолжили судьбу «украденных».

Рано утром в ноябре 1952 года домой к Грейс пришел управляющий миссии «Бернт Бридж» с полицейским и забрал девочек. Их отец пытался протестовать (на протесты со стороны матери вряд ли кто-то обратил бы внимание), но его не слушали. Судья, который должен был определить, действительно ли в семье пренебрегают нуждами детей и их нужно забрать, отметил, что девочки не выглядят заброшенными. Но управляющий настоял на своем, и девочек отправили в миссию. Дженнифер тогда было 11, Кейт — семь.

Мама писала им каждую неделю, но письма доходили раз в месяц, а то и в два — все их сначала вскрывали и читали, иногда вырывая куски. Одежду, которую родные присылали девочкам, отдавали им через раз: надзирательница использовала вещи своих питомцев. «Зимой было ужасно холодно и впервые в жизни у меня не было носков, чтобы ходить в школу», — вспоминает Дженнифер. Подопечных приюта наказывали ремнем и палками, запирали в кладовке или старом морге.

Затем девочек отправили работать прислугой в семью. 20 месяцев там Дженнифер называет худшим временем своего детства. К ней отвратительно относились, пороли. Заставляли готовить, убирать, стирать, шить. При этом убеждая, что аборигены ленивы, грязны и глупы. Дженнифер не разрешали делать домашние задания для школы, так что учеба хромала, а сама она была на грани нервного срыва. Через несколько лет девочек вернули в приют.

В декабре 1957 года, спустя пять лет мытарств, мать наконец забрала их домой. «Мама умерла через четыре года в возрасте 54 лет, у нее было высокое давление. Ей пришлось бороться за выживание, ведь она родилась аборигенкой, — рассказывает Дженнифер. — Я до сих пор не понимаю, почему нас забрали из дома. В семье с нами хорошо обращались, мы носили красивую одежду, не голодали. Наш отец много работал и обеспечивал нас, мы росли в очень дружной и любящей семье. Я чувствую, что у нас отняли детство, и это оставило большую пустоту в нашей жизни».


Эту историю Дженнифер рассказала, давая показания комиссии по правам человека, которая в 1995–1997 годах готовила отчет об «украденных поколениях». В материале описаны практика и ужасающий масштаб происходившего.

Европейцы, приехавшие в Австралию, забирали детей у коренных народов буквально с первых дней колонизации в 19 веке. Создавая школы, чтобы обучать детей-аборигенов, колонизаторы при этом старались отдалить их от родной среды и использовали как дешевую рабочую силу, нередко подвергая сексуальной эксплуатации и разным формам насилия.

После столкновения с европейцами численность коренного населения стала резко сокращаться — колонизаторы предполагали, что аборигены в итоге вымрут. А вот для «метисов», число которых росло, они уготовили место в своем обществе. Правда, довольно скромное — в виде слуг, чернорабочих, работников сферы услуг. Бытовал предрассудок о том, что аборигены — ленивые, глупые, неполноценные и сексуально распущенные, а их культура — вторична по отношению к европейской.

Для того чтобы быстрее (и проще) добиться своей цели, колонизаторы не придумали ничего лучше, как отнимать у аборигенов детей и воспитывать их в европейском сеттинге, вынуждая полностью порвать с родной культурой и близкими людьми. Предполагалось, что так они быстрее ассимилируют.

«Метисы интеллектуально выше аборигенов, и долг государства — дать им шанс прожить лучшую жизнь, чем прожили их матери, — говорил австралийский политик Джеймс Исделл. — Я бы ни на секунду не колеблясь разлучил любого метиса с его матерью-аборигенкой, каким бы безумным ни было ее минутное горе в тот момент. Они быстро забывают своих отпрысков».

Эта практика стала системой, подкрепленной законами. С 1910-х делами аборигенов ведали Союзы по защите аборигенов. Чиновники этих институций получили тотальную власть над подопечными и отбирали у них детей, мотивируя это благой целью защиты и заботы об их будущем.

Детей забирали тайно — например, когда мама рожала одного малыша, приходили к ней в дом и похищали старших. И внаглую — вырывая из рук на улице или в деревне.


«Когда я была на почте с мамой, тетей и кузиной, нас посадили в полицейскую машину и сказали, что отвезут в город Брум. Когда мы проехали около десяти миль, они остановились и вышвырнули матерей из машины. Мы прыгали на спины мам, плакали в ужасе, что нас могут разлучить. Но полицейские оттащили нас и закинули обратно в машину. Они оттолкнули матерей и уехали, а наши мамы, рыдая, бежали за машиной. Мы сидели на заднем сиденье и кричали. Когда мы добрались до Брума, меня и мою кузину посадили в карцер. Нам было всего по десять лет. Мы провели там два дня, ожидая корабль в Перт (сиротский приют сестры Кейт для девочек со светлой кожей. — НЭН)».
Анонимное свидетельство о событиях 1935 года

Управы на этот беспредел найти было нельзя: в «европейском» суде аборигенам тогда надеяться было не на что. По оценкам правительства, в 1910–1970 годах в одних регионах насильно забирали каждого десятого, в других — каждого третьего ребенка из сообществ аборигенов и жителей островов Торресова пролива.


«Каждое утро наши люди толкли уголь, смешивали его с животным жиром и обмазывали нас этим, так что, когда приезжала полиция, они видели только чернокожих детей вдалеке (колонизаторы нацеливались на метисов, у которых обычно кожа была светлее, чем у аборигенов. — НЭН). Нам велели всегда быть начеку и, если появлялись белые, бежать в кусты, прятаться за деревьями, за бревнами или в водопропускных трубах. Часто белые люди — мы не знали, кто они, — приходили в наши деревни. И, если нас заставали врасплох, взрослые прятали детей в мешках из-под муки. Нам велели не чихать. Мы знали: если чихнем и они узнают, что мы в мешках, нас заберут.


Во время рейдов по лагерям они нередко стреляли — в руку или ногу. Вы можете понять тот ужас, в котором мы жили, этот страх — невозможность знать заранее, что кто-то внезапно появится и нарушит нашу семейную жизнь или будет стрелять в нас».
Свидетельство женщины, которую в 1930-х годах в возрасте пяти лет увезли в миссию Маунт-Маргарет

Отобранных детей помещали в приюты, церковные миссии или отдавали на усыновление семьям некоренных этносов. И даже в те времена, когда для отбирания ребенка нужно было доказать, что в родной семье пренебрегают его потребностями, при рассмотрении дел аборигенов это было сущей формальностью.

В миссиях и приютах дети учились по школьной программе, а также их заставляли учиться уборке, готовке, стирке, использовали их труд и жестоко с ними обращались. Детям внушали, что их предки и родные — аборигены — неполноценные люди, что их родители умерли или отказались от них.

В раннем возрасте — 12-14 лет — детей отправляли работать слугами, уборщицами, нянями. Если девушка беременела, ее отправляли обратно в миссии и приюты, чтобы она родила, ребенка у нее забирали — и цикл повторялся.

Одним из самых жестоких приютов, куда забирали мальчиков, считается «Учебный центр для мальчиков-аборигенов Кинчела», просуществовавший пять десятилетий. В нем сочетались повсеместное насилие и ужасные условия жизни. Мальчикам там назначались номера вместо имен. В 2020-е годы, после исследования территории, где раньше располагался центр, с помощью георадара в ней были обнаружены места с аномалиями — предполагается, что это массовые захоронения убитых подопечных.

Обычно к 18 годам детей освобождали от государственного контроля. В случаях, когда их досье были доступны, людям иногда разрешалось ознакомиться с их делами. Вот что рассказывал Пол, разлученный с матерью в пять лет и не видевший ее до совершеннолетия (все это время она пыталась найти сына):

«В мае 1982 года меня вызвали в офис службы социального обеспечения Sunshine, где меня ранее освободили из-под опеки штата. Старшему сотруднику службы потребовалось всего 20 минут, чтобы сказать мне то, чего всегда хотелось моему сердцу: что я „коренного происхождения“, что у меня есть биологические мать, отец, три брата и сестра, которые живы. Он объяснил, что намерением департамента было только защитить меня и именно поэтому мне всего этого не рассказали раньше. Он положил передо мной 368 страниц моего дела вместе с письмами, фотографиями и поздравительными открытками. Он сообщил мне, что моя фамилия будет возвращена к девичьей фамилии моей матери — Ангус.

Сотрудник службы социальной защиты нацарапал на листке бумаги актуальный адрес моей матери на случай, если, по его словам, я «когда-нибудь захочу с ней познакомиться». Я плакал от облегчения, вины и гнева. Официальное заключение на последней странице моего досье гласит: «Пол — очень умный, приятный мальчик, добившийся значительных успехов, учитывая ужасное обращение с его матерью в департаменте».

Пол сразу же встретился с матерью. Она работала в хостеле для детей аборигенов с 20 ребятами под ее опекой. Она умерла спустя шесть лет в возрасте 45.

Перемены

Ситуация стала меняться в конце 1960-х. В 1969 были упразднены Советы по защите (благополучию) аборигенов. Юридические службы коренных народов начали подавать в суды иски в интересах детей-аборигенов и их семей — и число отбираемых детей резко снизилось. Активность организаций коренных народов и растущая осведомленность работников соцслужб привели к переосмыслению практик забирания детей в 1980-х. Тогда же стали создаваться агентства по поиску и воссоединению семей. Сейчас они существуют во всех штатах страны. Также работает около ста служб помощи детям коренных народов.

В 1995 году комиссия по правам человека Австралии по заказу правительства начала глубокое исследование темы разлучения детей аборигенов и жителей островов Торресова пролива с их семьями. Оно длилось 17 месяцев, комиссия заслушала и записала показания 535 человек, еще более шести тысяч свидетельств собрали организации, представляющие аборигенов.

В апреле 1997 года комиссия опубликовала отчет «Возвращая их домой» (Bringing Them Home). Помимо описания практик, проиллюстрированных историями и свидетельствами, отчет содержал 54 рекомендации по содействию исцелению и примирению — извинения, компенсации, публикация архивов, организация мероприятий по воссоединению семей.

На реализацию части этих рекомендаций было выделено 43 миллиона долларов. Представители «украденных поколений» могут (в некоторых штатах — «могли», потому что программа уже завершена) получить от нескольких тысяч до 100 тысяч долларов компенсации. 26 мая каждого года отмечается национальный День извинений (Sorry Day).

Только в 2008 году, после многих лет лоббирования со стороны групп, переживших насилие, премьер-министр Австралии Кевин Радд принес общенациональные извинения «украденным поколениям». Толпы людей по всей стране смотрели его выступление на больших экранах в своих городах и поселках.

Однако проблему едва ли можно считать решенной. Да, в законодательство внесены изменения, так что теперь при помещении детей аборигенов в приюты и детские дома их нужно по возможности размещать в рамках их собственной культуры и общины, предварительно проконсультировавшись с представителями коренных народов. Но аборигены и международные правозащитники указывают на то, что в системе детских учреждений число детей-аборигенов непропорционально велико — в десять раз больше, чем детей из других этносов. Исходя из этого они полагают, что практики несправедливого обращения с детьми коренных народов и предубежденность против них существуют до сих пор.

Сложности могут сохраняться из-за несоответствия европейских ценностей и ценностей аборигенов, для семей которых характерно привлечение расширенных родственных сетей, тщательный надзор за очень маленькими детьми при высокой степени автономии старших и акцент на обеспечении комфорта и ласки, а не дисциплины. Кроме того, зачастую бедность в представлении «европейского» суда несправедливо приравнивается к неглекту.

Последствия

Предполагалось, что аборигены, покинув родную среду в детстве, впоследствии сольются с некоренным населением, но обычно они сталкивались с дискриминацией из-за цвета кожи и о действительной интеграции речи не шло. Не имея возможности найти работу и лишенные социальных льгот, которые полагались аборигенам, «метисы» часто оказывались в трущобах рядом с резервациями или на окраинах поселений некоренного населения.

По официальным данным, представители «украденных поколений» — самые бедные и обездоленные среди аборигенов и островитян, которые отличаются значительно худшими показателями здоровья, обеспеченности жильем, занятости и семейной жизни. Травма, причиненная самим «украденным», передается через поколения.

Из-за нанесенного психологического ущерба люди оказались менее способными адаптироваться к жизни. И даже если украденному ребенку «везло» и он попадал не в перенаселенный приют с жестокими методами воспитания, а в более-менее благополучную семью, раннее разлучение с матерью и отрыв от родных корней не проходили даром.

«У меня было все, чего можно было бы желать: хорошая домашняя обстановка, образование и все такое, но это все материальное. А не было у меня нематериального — родословной. Знаете, вы как будто появились из ниоткуда. Если говорить о направлении в жизни, как вы узнаете, куда вы идете, если вы не знаете, откуда вы пришли?» — свидетельствовал мужчина, которого отдали в семью некоренных народов в возрасте трех месяцев. Он узнал о том, кто его мама, только после ее смерти.

Исследование, проведенное в Мельбурне в 1989 году, не показало ощутимого улучшения социального положения «выселенных» аборигенов по сравнению с «невыселенными». При этом «украденные» реже заканчивали школу, в три раза чаще попадали в полицию и в два раза чаще употребляли наркотики. Единственное заметное преимущество, которого достигли «украденные», — более высокий средний доход. Вероятно, это связано с тем, что они оказались в городах с хорошими возможностями и более широким доступом к социальным выплатам, чем у аборигенов, проживающих в отдаленных общинах.

Еще одно исследование, проведенное спустя 30 лет — в 2019 году, показало, что дети, живущие в семьях с представителями «украденных поколений», с большей вероятностью сталкиваются с рядом неблагоприятных последствий, включая слабое здоровье, особенно ментальное, пропуски занятий в школе и жизнь в бедности. Среди «украденных поколений» наблюдается высокий уровень тревожности, депрессии, часто встречается посттравматическое стрессовое расстройство и самоубийства, а также злоупотребление алкоголем, что приводит к нестабильному родительскому поведению и сложным семейным ситуациям.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...