Вы как-то неправильно празднуете

Воскресное письмо о том, чему ребенка учат детсадовские мероприятия.

Привет!

Сегодня пишу вам я, старшая редакторка НЭН Тамара Высоцкая. Хочу поговорить о праздниках — да не о простых, а о детсадовских.

У моего сына не очень богатый детсадовский опыт (всего два года минус пандемический карантин), но все, что мне удалось понять о системе дошкольного образования — это то, что жизнь в саду — это один постоянный праздник.


Не в том смысле, что там все бесконечно счастливы и перемазаны тортом, а в том, что там постоянно готовятся к празднику.


Праздник осени, Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, праздник весны, День Победы, праздник лета… Даже если в календаре внезапно образуется какая-то беспраздничная дыра, работники детсада тут же придумывают, как ее заткнуть каким-нибудь выдуманным праздником.

Исходя из моего скромного опыта (хотя, знаете, кажется, что все происходящее в госсадах выглядит примерно одинаково), все праздники развиваются примерно по одному и тому же сценарию: дети долго и нервно готовятся, учат стихи, танцы, песни, утомительно репетируют (иногда ради этого даже пропускают прогулки), а потом наряжаются в тесные пиджачки и синтетические платья, чтобы это все исполнить перед глазами растроганных родителей или, как принято в новой пандемической реальности, перед объективом камеры воспитательского телефона.

Помню, как в раздевалке яслей мама двухлетнего И. говорила воспитательнице: «Вы только перед выступлением на него обязательно бабочку наденьте. Он будет плакать, но вы не слушайте, все равно наденьте — так красивее».


И что я хочу сказать: господа родители, вы только задумайтесь, какой огромный стресс под видом праздников нашим детям продают детские сады!


Они еще только познают мир и пытаются разобраться, как в нем все устроено, и им тут же — с ясельной группы — демонстрируют, что праздник — это когда ты долго-долго мучался под окрики музички, неделями репетировал, учил этот несчастный стих, чтобы потом дрожащим и сбивающимся голосом рассказать его «со сцены». И после того, как ты наконец «отстрелялся», ты приходишь в сад через неделю, а тебе говорят: «Ребята, а знаете, какой у нас следующий праздник?» — и ты понимаешь, что ничего не кончилось.

Я помню, как смотрела запись первого сыновьего утренника в яслях — он длился почти час (это с двух- трехлетними-то детьми!), в течение которых малыши в ободках с заячьими ушами то пели, то плясали, то рассказывали стихи.

Понятное дело, что уже через 20 минут все это превратилось в невнятную кучу малу, в которой перевозбужденные и усталые дети отказывались по десять раз садиться на стульчики и дружно вставать, как только заиграет музыка. Они толкались, дергали занавески, сдирали друг с другая заячьи уши, бегали наперегонки, чесались, плакали (как, например, несчастный И. в красивой бабочке), ковырялись в носу и совсем не слушали властное «И-раз-два-три-четыре», раздающееся где-то за кадром.

Я смотрела, и мне было жалко всех — и детей, которые будут думать, что праздник — это вот так, и воспитателей, которые пытаются что-то продемонстрировать родителям и отчитаться перед начальством, и себя, которая только после тридцати начала учиться праздновать так, чтобы праздник из обязаловки и пытки превратился в удовольствие.


Серьезно, подход «не задолбаешься — не попразднуешь» был со мной всю мою жизнь, и, мне кажется, став мамой я наконец начала догадываться, откуда ноги растут.


Я понимаю, что праздники в детском саду имеют какую-то важную педагогическую цель (но это не точно). Готовясь к праздникам, дети, очевидно, учатся петь, танцевать, учат стихи и узнают чуть больше о мире — о временах года и исторических событиях, например. Я правда не думаю, что все эти навыки нельзя получить менее утомительным способом, но да ладно — бодаться с системой все равно невозможно.

Как всегда, когда нам не нравится что-то, что происходит вокруг нас, мы можем попытаться компенсировать это дома — личным примером. Детей надо учить всему — даже тому, как радоваться и праздновать важные события и календарные даты.

Бесспорно, некоторые праздники нужны не для радости и веселья — как, например, 23 Февраля или 8 Марта, но есть и те, когда веселиться, обниматься, делать друг другу приятное, получать удовольствие и создавать новые, приятные воспоминания просто необходимо. А не воспоминания о том, как тебя заставляли в пятый раз читать стихи перед подвыпившими родственниками или как давила на шею доморощенная бабочка.


И здесь (давайте немного пошатаем скрепы), мне кажется, надо сделать так, чтобы социальные традиции заместились традициями семейными.


Например, если ваш ребенок боится Деда Мороза — так, может быть, и не надо звать его Новый год? Или если вы устали — может быть, на праздник достаточно заказать пиццу, а не стоять сутки у плиты, падая от усталости? Или если ребенку нравится кататься на трамваях — может быть, его больше порадует в свой день рождения кататься на трамваях и есть торт, вместо того, чтобы звать домой толпу одногруппников? Да, трамваи — это как будто непразднично, но если вы знаете, что это именно то, чего хочет ваш ребенок, то почему бы и нет?

Я думаю, что индивидуальный подход к праздникам и понимание того, что праздники должны приносить радость, а не головную боль — это еще один крутой тренажер осознанности, который помогает ребенку (да и взрослым тоже) глубже осознать свои желания и разобраться, что приносит ему радость — и как это меняется со временем. А еще это отличный способ больше узнать друг о друге и стать терпимее к различиям.

Может быть, идеальный праздник для мамы — это просто тихий вечер с бокалом вина и любимым фильмом, а идеальный праздник для папы — это собрать большую группу друзей и пойти на футбольный матч — все эти и многие другие варианты имеют право на существование, потому что люди разные и их способы радоваться жизни — тоже.


Давайте радоваться жизни — искренне, от души и по-своему, а не так, как «принято» и не так, как «все делают».


Давайте учить этому своих детей: праздник — он не в стихах и бабочках (хотя для кого-то, быть может, и так), он в том, чтобы чувствовать себя счастливым, баловать, радовать себя и окружающих, получать удовольствие и делиться им с другими. И правильных способов здесь нет. Мне кажется, этот навык будет поважнее, чем топать ножкой под музыку (хотя и крупную моторику развивать тоже надо, ага).

via GIPHY

Радуйтесь жизни почаще, пожалуйста!

Старшая редакторка НЭН,

Тамара Высоцкая

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...