Разбираемся с вопросами законотворчества и маркетинга.
18 января 2022 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, запрещающий рекламу детских смесей для питания.
Впереди у законопроекта еще два чтения, а пока мы попытаемся разобраться, чем конкретно обернется этот закон, если будет принят, и как дела с рекламой детских смесей обстоят в мире.
Законопроект может и не добраться до первого чтения ГД, если в нем найдут грубые нарушения или несоответствие Конституции РФ. Но, если все в порядке, ответственный комитет предлагает депутатам поддержать или отклонить проект, и его начинают рассматривать на пленарных заседаниях Госдумы. Это и есть те самые чтения.
В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость. Во втором чтении проект обсуждают детально и постатейно, с разными вариантами поправок. В третьем чтении закон принимают уже целиком.
После этого документ отправляется в Совет Федерации, который в обязательном порядке будет рассматривать и обсуждать только нечто крупное, вроде поправок в Конституцию или финансовых законов. В остальных случаях Совфед может ничего не делать, а просто согласиться с решением Госдумы. После этого закон уходит на подпись к президенту.
Да, пока документ готовят ко второму чтению.
У законопроекта непростая судьба. В 2019 году проект, который по сути является поправками к закону «О рекламе», в целом поддержали, но вернули авторам на доработку.
В 2021 году правительственные эксперты вновь положительно отозвались о законопроекте, но попросили доработать его и учесть, что есть случаи, когда грудное вскармливание противопоказано (о каких именно противопоказаниях говорят эксперты, не уточняется).
Они хотят запретить распространение информации об адаптивных молочных смесях (предлагаемых в качестве заменителей женского молока, предназначенных для вскармливания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев жизни) любым способом: на телевидении, в прессе, интернет-СМИ, с помощью скидок, акций и раздачи бесплатных образцов товаров. Оставят рекламу смесей только в медицинских изданиях или на мероприятиях для работников медицины.
Сенаторы и депутаты полагают, что реклама не должна вводить матерей в заблуждение и убеждать, что искусственное вскармливание полностью равнозначно естественному. Именно рекламу смесей они винят в необоснованном отказе от грудного вскармливания.
В мае 1981 года ВОЗ приняла Кодекс маркетинга заменителей грудного молока, который был призван ограничить агрессивную рекламу смесей. Кодекс ввел запрет на продвижение молочных смесей и сопутствующих им товаров (соски и бутылочки) в роддомах и медицинских учреждениях, а также обязал производителей смесей размещать на упаковках своей продукции обязательный дисклеймер о том, что нет на свете лучшей еды для младенца, чем материнское молоко.
К сорокалетию принятия Кодекса руководство ВОЗ и ЮНИСЕФ опубликовало заявление. В нем утверждается, что с тех пор, как документ был принят, количество женщин, выбирающих грудное вскармливание, выросло на 50 процентов.
В 136 из 194 исследованных ЮНИСЕФ стран есть какие-либо ограничения на рекламу смесей, а в 19 странах производителям смесей запрещено даже спонсировать мероприятия для медработников.
Нет. Реклама смесей, конечно, должна регулироваться (знали бы вы, какое раздолье творилось в этой области до принятия Кодекса!). Но матери самостоятельно принимают решение о переходе на искусственное вскармливание не только на основании рекламы.
Даже на стадии обсуждения закона в первом чтении говорилось следующее: запретить рекламу недостаточно — нужны и меры поддержки грудного вскармливания, что специалистов по грудному вскармливанию мало, и женщина, у которой не получается наладить лактацию, остается без всякой поддержки, объективной информации и альтернативы.
Чтобы количество кормящих грудью женщин увеличивалось, нужен не один закон, а несколько.
Пока у нас из кафе выгоняют мам с голодными младенцами, советуют кормить детей в туалете или из бутылочки, толку от запрета смесей не будет. Необходимо поддержать кормление грудью в общественных местах либо повсеместно создав комнаты для кормления и сцеживания, либо запретив любым образом дискриминировать кормящую мать. А лучше — сделать и то и другое.
Необходимо улучшать осведомленность педиатров в вопросах грудного вскармливания, увеличивать количество специалистов, которые могут помочь в налаживании лактации. Потому что пропаганда — пропагандой, но кормлению грудью тоже надо учить. И педиатры этого не умеют.
Мы регулярно пишем о пользе грудного вскармливания, но также регулярно напоминаем: решать, чем кормить своего ребенка должна, в первую очередь, его мама. Психологическое благополучие женщины важнее, чем налаживание лактации любой ценой.