Надежда Челомова
Психолог, библиотерапевтка, ведущая телеграм-канала «Чтение и терапия», автор книги «Книготерапия. Научно доказанный метод самопомощи»
НЭН много пишет о буллинге. Если ребенка травят и он при этом ни от кого не получает поддержки, это может нанести ему глубокую травму и последствия будут давать знать о себе еще много лет.
Мы попросили психолога, библиотерапевтку, ведущую телеграм-канала «Чтение и терапия», автора книги «Книготерапия. Научно доказанный метод самопомощи» Надежду Челомову составить список книг про буллинг.
Психолог, библиотерапевтка, ведущая телеграм-канала «Чтение и терапия», автор книги «Книготерапия. Научно доказанный метод самопомощи»
«Список разделен по возрастам. Книги для самых маленьких — простые истории о том, как можно дружить. В литературе для подростков больше внимания уделено поискам себя и попыткам понять, как оставаться собой и в то же время чувствовать себя своим в коллективе. Молодые взрослые тоже размышляют об идентичности и отношениях, а кроме того — об истории семьи. Для взрослых — нон-фикшн с конкретными инструкциями по искоренению травли.
Я не упоминаю в подборке книги, которые, наверное, всем известны — «Чудо» Р.Дж. Паласио и «Чучело» Владимира Железникова. А пишу про менее известные тексты, которые можно обсудить.
Легкая история о том, как можно обидеть человека и как потом это исправлять. Хорошо подойдет для первого погружения в тему чувств и переживаний, когда на одного ребенка из группы направлены насмешки других. В книге использован очень понятный пример — ковыряние в носу. Это и смешно, и мило, и помогает понять, что буллинг может начаться с абсолютно любого повода: мы все иногда ковыряемся в носу, но некоторым после этого может не повезти гораздо больше.
Читая книгу, с ребенком можно обсудить, как чувствует себя тот, над кем смеются, и как реагировать на того, кто может себе позволить такой неприятный смех.
Писательница выбрала самых известных героев и героинь детских сказок и посмотрела на них нестандартным взглядом: похоже, многие злодеи занимаются самым настоящим буллингом! Они обижают других персонажей и строят им всевозможные козни. Людоеды, колдуньи и злые волки в книге использованы как примеры для распознавания плохого поведения и сопоставления их поступков с опытом ребенка в реальной жизни. К каждой истории предлагаются варианты, как можно дать отпор: иногда это про самоощущение (как почувствовать себя смелее), а иногда — конкретные шаги (позвать родителей или учителя).
«Шерхан считает себя хозяином джунглей и ненавидит Маугли за то, что тот — человек. Точно так же, как некоторые дразнят и обижают других просто потому, что у них кожа не того цвета или говорят они на другом языке. „Шерханы“ БОЯТСЯ НЕПОНЯТНОГО. А зря! Они упускают возможность узнать что-то новое, научиться чему-то интересному».
Книга позиционируется как экологическая, но есть в ней и тема буллинга. Маленький Павлик мечтает, чтобы его приняли в компанию ребят постарше, и пытается завоевать их расположение. Он соглашается выполнить действительно грязную работу (из кучи навоза достать непонятный предмет), но в итоге вместо дружбы ребят получает очередной нагоняй от мамы. После очередного подобного проступка Павлик решает не возвращаться домой и отправляется в лес на поиски новой жизни.
Столько всего можно обсудить во время чтения этой книги! Отношение (и поведение!) мамы Павлика, попытки мальчика завоевать дружбу (нужно ли вообще это делать?), а заодно и экологию и правильную уборку мусора.
Паша вернулся вместе с родителями в Россию из далекой Азии. Вернее, это его родители вернулись из командировки, а для Паши все происходит впервые. Он родился и вырос во Вьетнаме, а теперь видит новый город, пробует другую (невкусную для него) еду, в первый раз на его глазах идет снег (и очень холодно!). В школе он не понимает сверстников, а они смеются над его привычками.
Это история о том, что не всегда нужно искать дружбу там, где оказался, а, возможно, нужно сменить обстановку. О том, что, даже если сейчас кажется, что ты одинок и никто не разделяет твои интересы, это не так, и нужно пробовать искать близких людей. И, как и во всех историях о травле, — что поводом для насмешек может стать что угодно.
Лейла — подросток из неблагополучной семьи. Отца нет, мать появляется дома редко и совершенно не заботится о детях. Лейла привычно занимается собой, пытается следить за младшим братом, ищет для них еду и учится в школе. Она умудряется выживать в квартире без электричества, со сломанной входной дверью и постоянно мокрым от прорывов трубы полом.
Лейла подвергается в школе насмешкам и преследованию. Ходит в рваной обуви и помогает на школьной кухне, чтобы быть поближе к еде. Ее страсть — биология, и она исследует все, связанное с этой наукой. Однажды она для школьного эксперимента по биологии снимает видео из своей квартиры, заполненной многочисленными биомами (например, грибами, растущими из шкафа). Видео взрывает интернет, и теперь девочку разыскивают все. А она совсем не хочет, чтобы ее нашли.
«Жизнь трудная, сложная и беспорядочная. Жизнь — это и паразиты в твоем кишечнике, и замечательные ученые, которые научили горилл общаться на языке жестов. Жизнь — это мотыльки, которые пьют слезы, и вирус гриппа, и гора всего, что нельзя контролировать. Жизнь иногда предлагает нож, потому что от расчески, как и от всего остального, никакого толку — жизнь всегда найдет выход».
Новички Лехич и Миша пытаются привыкнуть к новому классу, но выходит у них по-разному. Миша талантлив и умен, занимается математикой, быстро принимает на себя ведение школьного сайта и понемногу становится популярным. Леха же часто выступает в роли классного шута, ребята над ним смеются.
Со временем всем становятся известны семейные тайны Миши, и класс поворачивается в обратную сторону — и уже Лехич получает их поддержку. Но, как и в любой хорошо написанной истории, в этой книге нет только хороших или только плохих персонажей. Каждый ребенок многогранен, и порой бывает сложно за навешенными ярлыками разглядеть, что творится в душе у человека.
Со своим подростком можно обсудить, какой герой ему ближе и почему, а какой вызывает негативные чувства, что смущает или пугает в поведении других людей и повод ли это для насмешек над ними? Возможно ли сначала быть «хорошим», а потом стать агрессором? Возможно ли агрессору измениться?
«На следующей перемене Кирка напоминала:
— Так что, объявим новенькому бойкот?
— А что он такого сделал? — спрашивал Игорь Шапкин.
Кирка пожимала плечами:
— Да выскочек я не люблю…»
В классе у Тани не принято противоречить бессменной ведущей Жене Запеваловой. Как она скажет, так и поступают. В класс приходит новенькая, и по приказу Жени ее преследуют, издеваются над ней и даже избивают ее. А Таня — как все, Таня боится, что злое внимание Жени перекинется на нее, поэтому она отчаянно пытается удержаться на плаву и не вступается за новую ученицу.
Когда в класс приходит еще один новенький Дима, для Тани все резко меняется. Дима дает отпор преследователям, но теперь считает, что и Таня в их числе. А она просто в него влюбилась и не понимает, как ей теперь делать выбор.
Предыдущие книги рассказывают «классические» истории о травле, эта же — о трагическом разделении детей на группы из-за большого политического и географического конфликта. Повод для преследования здесь — другая национальность. Когда в городе, где некогда дружно уживались разные народы, начинает происходить такое, то и дети не могут удержаться в стороне.
Эта небольшая повесть — о том, что детям самим может быть сложно понять, что происходит в мире взрослых, и что, скорее всего, они будут действовать так, как их учат родители. Это вопрос к нам, взрослым, о чем мы говорим в нашей семье и какие ценности разделяем. А еще эта история — поиск ответа на очень болезненный вопрос: возможно ли вообще оградить детей от того, что происходит в мире, и не «заразить» их своим отношением?
«Я стояла у окна, прижавшись лбом к стеклу. Из дома напротив вышел Гриша. Он был один, без мамы. Теперь Раисе Иосифовне больше не нужно провожать Гришу в школу, нервничать. Меня-то, армянки, с ними не будет».
Эта книга — сборник советских и постсоветских историй о школьной травле. На примере истории своего сына Моторина рассказывает, как столкнулась со школьным буллингом, а затем описывает подобные истории других взрослых. В книге не так много практических рекомендаций, но благодаря реальным историям мы видим, как широко распространен буллинг, он существует «с начала времен» и откладывает отпечаток на всю жизнь пострадавшего.
Мы можем использовать опыт людей, описанный в книге, чтобы отрефлексировать свои подобные истории, обсудить с детьми, как было принято раньше и чему мы научились сейчас. Сейчас-то мы точно знаем, чем помочь ребенку, которого травят.
«Мы не имеем права сбрасывать со скалы детей, которые кажутся нам сложными.»
Журналистка и мама троих детей написала книгу, как действовать в случае травли в российских учебных заведениях. Наталья описала в этом тексте свой опыт преодоления буллинга (один из ее детей подвергался в школе преследованию), начиная с момента осознания ситуации и заканчивая договоренностями с семьями обидчиков. В книге есть памятка с пошаговой инструкцией, в том числе — когда нужно обращаться в государственные инстанции.
Помимо этого, Наталья развеивает самые яркие мифы и вредные убеждения о буллинге: «Это лишь детские игры», «Если поощрять жалобы ребенка, он вырастет стукачом», «Справится сам», «Научить ребенка давать сдачи/не обращать внимания/быть выше этого» и другие.
«Конфликт — важная часть взросления. Издевательства — нет. Издевательства ожесточают, травмируют, и это не имеет никакого отношения к взрослению. Конфликт может быть разрешен детьми самостоятельно. Буллинг — это уже патология, это сигнал, что дети не смогли справиться с вызовами взросления. При буллинге единственный верный путь — вмешательство извне взрослых!»
Эту книгу тоже написала мать троих детей и детский психолог, которая профессионально занимается разрешением конфликтов. Книга похожа по формату на «Буллинг» Цымбаленко, но описана на европейских и американских примерах. Безусловно, в школах должна быть отдельная программа по отслеживанию травли, однако и без этого родители вместе с учителями могут сделать очень многое.
Колорозо дает множество рекомендаций, как общаться со своим ребенком вообще (и профилактически, чтобы уменьшить вероятность буллинга), как его поддерживать в случае травли и какие шаги предпринимать, чтобы его защитить.
Я бы рекомендовала читать и книгу Цымбаленко, и книгу Колорозо, чтобы составить полную картину своих возможных действий.
«Итак, вот три жизненно важных правила при общении с агрессором: уверенность в том, что лишить тебя самоуважения не может никто; понимание того, как разумно себя вести в конкретной ситуации, то есть контроль над ней; отказ опускаться до уровня агрессора и унижать кого бы то ни было, даже его самого»».