Невидимый труд на работе и дома — по-прежнему удел женщин.
В любом офисе, в любой семье и даже в компании друзей всегда есть тот человек, которому «ничего не стоит» делать мелкие, незаметные и довольно противные дела, за которые не хотят браться остальные.
Если вы заметили, что именно вам чаще всего выпадает выполнять подробные задачи и отвечать «Конечно, без проблем!», поздравляем, вы — человек-клей.
Вы тот, без кого ничего не будет работать, без кого воцарится полный хаос и бардак. А еще вы тот, кому никогда не говорят спасибо, не дают премий, чьи заслуги не отмечают на встречах. Чью работу воспринимают как само собой разумеющуюся, хотя именно благодаря ей все идет как надо — жизнь в семье, поездка с друзьями, работа в компании.
Такую работу называют Glue work (дословно «работа-клей»), потому что эти невидимые, но критически важные задачи обеспечивают основу любой деятельности, «склеивают» процессы между собой. Термин получил распространение после доклада Тани Рейли, инженера в компании Squarespace, на конференции USENIX SREcon в 2017 году. В выступлении она говорила об инженерах, которые не пишут самые «крутые» части кода, но удерживают команду вместе: помогают с документацией, координацией, обучением новых сотрудников, налаживанием процессов.
Подобные задачи — координация, организация встреч, наставничество, поддержка коллег, ведение документации и другие административные функции — и считаются невидимой работой-клеем.
Если мы говорим о семье, то невидимый труд включает оплату счетов, организацию поездок, планирование закупок, построение графика для всех членов семьи. Кто-то обязательно должен заниматься этой работой, и это всем известно.
И все же, и в обществе в целом, и в конкретных коллективах она по-прежнему воспринимается как выполняющаяся сама собой. За нее не хвалят, не награждают, чаще всего ее совсем никак не отмечают. А если и упоминают, то в контексте «тебе же не сложно?»
Угадайте, кто чаще всего делает такую работу? Правильно, женщины!
Исследования показывают, что женщины чаще, чем мужчины, берут на себя невидимые задачи, и не всегда по своей воле. Например, в исследовании, опубликованном в American Economic Review, приведены данные о том, что женщины чаще выполняют задачи с низким потенциалом для продвижения, такие как организация встреч или наставничество.
Такая работа редко учитывается при оценке эффективности и карьерного роста, в результате кажется, что женщины вносят меньший вклад в достижения команды и представляют собой меньшую ценность как профессионалы.
Почему так происходит? Чаще всего, по привычке. Общество ожидает от женщин выполнения роли заботливых и поддерживающих коллег, да и сами женщины часто чувствуют себя обязанными вести себя именно так.
Воспитание, личный опыт в роли дочери, сестры, жены или матери, вынуждает женщин брать на себя обязанности, которые не соответствуют их профессиональному уровню.
«Кто-то же должен это делать, почему не я?» — думает женщина и берет на себя кропотливую и занудную работу, оставляя более интересные задачи коллегам.
То же часто происходит и в семье. Кто-то убирает посуду после обеда, пока остальные дружно играют в приставку (папа веселый, а мама вечно бурчит про беспорядок). Кто-то должен вызвать сантехника, чтобы починить протекающую трубу (папа классный, у него хобби, а мама вечно ноет про какие-то проблемы). Кто-то ищет солнцезащитный крем, и выбивает номер с видом на море, пока остальные загорают на пляже (и почему мама не может просто жить и получать удовольствие?).
Таких дел миллион: утешить расстроенного ребенка, купить подарок тете на день рождения, написать учительнице, купить туалетную бумагу. И хуже всего то, что они никогда не заканчиваются.
В работе результатом такого подхода для многих женщин становится отсутствие карьерного роста. Зачем повышать человека, который отлично справляется с рутиной и позволяет сверкать тем, кто выполняет «настоящую» работу. Но поощрять его не за что, ведь он всегда делает одно и тоже. К тому же, такого сотрудника легко заменить.
Это приводит к выгоранию, человек чувствует себя незначительным, работа кажется бесконечной, а ее результаты сложно отследить даже тому, кто ее выполняет. Канцелярия снова и снова заканчивается, за одним отчетом идет другой.
В семье же последствия могут быть еще хуже. Переутомление, отсутствие признания могут приводить к проблемам с психическим здоровьем, отражаться на взаимоотношениях с партнером и детьми.
Вопрос этот можно считать риторическим. Положа руку на сердце, мы всегда знаем, кто перерабатывает, устает и становится клеем для всего, что происходит в нашей жизни.
Будем честны: чаще всего это — женщины. Именно они вытаскивают и работу, и дом, и отношения на своих плечах. А мужчины слишком часто остаются в стороне, будто это «естественный порядок вещей».
Но порядок можно менять. Мужчины могут брать на себя часть заботы, учиться замечать невидимую работу и благодарить за нее. Женщины — переставать соглашаться «по умолчанию» и напоминать, что равенство заключается не только в оплате счета пополам, но и в том, кто моет посуду после ужина.
Мир будет крепче, если мы будем клеить его вместе.
Еще почитать по теме
Постоянное напряжение и отупляющая рутина: как объяснить партнеру, что такое «ментальная нагрузка»?