Игра в жизни ребенка — одна из самых важных составляющих: через игру дети познают мир, себя и свое место в нем. Вы постоянно спрашиваете нас о том, как правильно играть с ребенком и как делать это, если не получается. Сами-то мы не знаем, но зато мы знакомы с нужными людьми — вот они знают все. Сегодня мы решили поговорить об игре и ее роли в жизни ребенка с Натальей Беляевой — педагогом, воспитателем, руководительницей проекта «Культура игры» в Санкт-Петербурге, идеологом первого в России фестиваля игры «Понарошку» для детей, родителей и специалистов, профессиональной игруньей и автором и ведущей программ для детей и взрослых.
Как и когда игра должна появиться в жизни ребенка?
Игра появляется в жизни ребенка с его рождения как культурный элемент. Волей или неволей мы читаем прибаутки, гладим ребенка, играем в «ку-ку-прятки» и многое другое. Мы, бабушки, дедушки, случайные прохожие, другие мамы в очереди поликлиник… Все это ребенок впитывает и повторяет. Чем старше он становится, тем сложнее становятся игры, и то, какими они будут, зависит от среды, окружения, всех тех, за кем у ребенка есть возможность подсмотреть.
Для чего нужна игра?
Самое страшное сегодня, что игра воспринимается не как ценность и необходимое условие развития, а как трата времени. В эпоху достижений детей загружают занятиями, тренировками, образовательными программами, совсем не оставляя времени на свободную игру. Для многих родителей это попытка подготовить ребенка к школе, фундамент успешности, однако вот что пишет канадский психолог, автор концепции развития ребенка на основе его привязанности к взрослому: «Оказывается, что именно в игре происходит большая часть роста, включая даже рост мозга. Развитию для прогресса требуется пространство, свободное от последствий и предосторожностей. Раньше мы думали, что мозг развивается в школе. Теперь мы знаем, что это игра развивает мозг, который затем может использоваться в школе».
Но для чего же игра нужна помимо того, что это в радость? По исследованиям немецкого фонда «Право играть», для гармоничного развития ребенку необходимо к шести годам «наиграть» 15000 часов (это шесть часов в день!). С помощью игры дети развивают тело, знания и эмоциональный интеллект. С первыми двумя обычно не возникает проблем, так как результаты таких игр можно измерить — сантиметрами, скоростью, правильными ответами. А вот с играми, которые развивают эмоции (сюжетно-ролевые), все гораздо сложнее — итог не пощупать руками. Именно по этой причине они постепенно исчезают из детских центров и садов, а мы сталкиваемся с тем, что детям сложно ждать, они не умеют договариваться, решать конфликты, контролировать эмоции, слушать, у них проблемы с эмпатией.
Какие игрушки точно нужны ребенку от года до трех?
От года до трех игры преимущественно предметные, ребенок набирается сенсорного опыта, который послужит ему фундаментом в течение всей последующей жизни. От этого будет зависеть очень многое. В этот период очень важно, чтобы игрушки были разнообразны в первую очередь по материалам, отличались тактильно, по форме, цвету. И игрушкой я сейчас называю не ворох плюшевых зайцев, мечей и пластиковых сортеров, игрушка — это в принципе любой предмет в окружении ребенка на этом этапе. По опыту: тряпочка, палочка, камушек, венчик от миксера, ложка, фантик могут составить конкуренцию самым навороченным куклам Барби. Важное условие — возможность увидеть ребенку: а как можно с любым предметом играть. Игрушки сами по себе не ценны, гораздо важнее — перенять опыт игры с ними. Для этого нужна среда и личный пример старших братьев/сестер, родителей.Как научиться выбирать игрушки
Выбор игрушки — это одна из самых больших родительских проблем. Я всегда предлагаю отталкиваться от того, что, во-первых, интересно ребенку, а во-вторых, вызывает искренний интерес и вдохновение у вас. Почему? Да потому что именно ваша реакция будет определяющей, ваш опыт игры будет бесценен, но это невозможно воплотить, если игрушка вызывает у вас неприязнь. Дети ее почувствуют. Самый идеальный вариант — создавать игрушки вместе с ребенком из подручных предметов — шишек, палочек, тряпочек, бумаги. Сложите игрушку из листка бумаги с помощью оригами, сверните птичку или зайца из тряпочки, из фольги смастерите корону или меч, а сколько всего можно придумать с коробкой. Обычной картонной коробкой! Посмотрите для вдохновения вот это видео.
Чем проще игрушка, тем лучше, это расширяет рамки для фантазии, дает больше свободы и не сковывает шаблонами восприятия.
Ну и конечно, важно при выборе игрушки понимать: а для чего она вам необходима? Чтобы научить ребенка чему-то (дидактические материалы)? Чтобы укрепить здоровье (скакалки, резиночки и прочее)? Или чтобы была возможность развернуть сюжеты, диалоги, прожить приключения (костюмы, маски, ткани)? Все это поможет сузить круг при выборе той или иной игрушки на прилавке.
Во что играть с малышом, и когда он начнет интересоваться сюжетно-ролевой игрой?
По общепринятым табличкам о развитии дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры (те самые, что развивают эмоциональный интеллект) с трех лет, интерес к ним появляется чуть раньше и ребенок наблюдает, запоминает, исследует их, подсматривает за старшими, впитывает. Но мы должны понимать, что это происходит в условиях, когда есть за чем подсматривать, когда есть те, у кого этот опыт можно перенять. Сам по себе ребенок не заиграет, если не сталкивался с таким явлением.
У малышей сюжеты сначала не глобальные, например, кашу варят и самозабвенно могут этим заниматься целый час. Потом появляется идея, что можно кашу посолить, а за солью в магазин понарошку сходить, а в магазин можно поехать на машине/автобусе/велосипеде… Таким образом сюжет усложняется, становится интереснее, ребенок с радостью придумывает новые повороты. Но начало всегда очень простое, не нужно ждать многосерийного сериала от трехлетки. Кроме того, играть поначалу стоит с сюжетов, которые очень понятны ребенку и с которыми он сталкивается каждый день: покормить зайца, спать мишку уложить, куклу искупать. Это связано с тем, что игра — она про действие, а значит нужно понимать, как его воплотить: очень сложно пилотировать самолет, если ты этого никогда не видел.
Как помочь ребенку освоить принципы сюжетно-ролевой игры? Нужно ли вообще это делать?
Самый лучший способ — играть самому, не пытаться на словах что-то объяснять, а сразу действовать. То есть из позиции сверху— «я взрослый и сейчас расскажу, как играть» — перейти в роль напарника, первого среди равных, общаться с ребенком из роли, изнутри процесса. Важно также помнить, что игра — дело добровольное, поэтому, если ребенок не хочет, не надо заставлять. Да, даже если вам очень хочется и сейчас есть время «причинить добро», стоит отступиться. Главная ваша помощь — передать тот драйв, что рождается в игре, личным примером, шалить, ломать шаблоны, создавать вызовы в игре, «заряжать», но никак не принуждать и поучать. Этого, поверьте, детям еще хватит на много лет вперед.
Нужно ли? Если есть играющая кампания, то вам повезло — ребенок впитает это самым естественным образом благодаря другим детям. Но если такой среды нет, и вы единственный, кто может ее создать, тогда это вопрос вашего выбора и приоритета — помогать ребенку в освоении сюжетно-ролевой игры или нет, развивать его эмоциональный интеллект или нет, обогащать ситуативный опыт или нет. Здесь нет однозначного ответа, потому что если вы пришли злым с работы, то лучше восстановить силы и быть хорошим папой/мамой и не рычать на ребенка без повода, чем впасть в режим жертвы и срываться на него по мелочам весь вечер. Но если силы есть, то почему бы и нет?
Модерировать ли игру ребенка на площадке со сверстниками? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
Если модерация подразумевает управление процессом, то нет. Детям важен опыт самостоятельной игры. Если модерация в формате сопровождения, поддержки детских идей и помощи в их воплощении, я всегда за. Опять же, если в этом есть необходимость и вы видите, что ничего на площадке, кроме бесиловки, не происходит, а у вас есть сейчас задор и вдохновение показать ребятам, что бывает по-другому.
В каких случаях вмешиваться стоит однозначно? Если есть угроза физической безопасности, и тут обычно все предельно прозрачно. Но есть еще ситуации, когда вмешиваться стоит, — безопасность психологическая: обзывательства, невозможность мирно разрешить конфликт (не потому, что не могут, а потому, что не знают, как), слезы, буллинг, давление. Важно не кидаться на чью-либо сторону, а безоценочно описать, что вы видите, побыть зеркалом своего рода, предложить что-то с этим сделать без правых или виноватых, приняв при этом эмоции всех сторон.
Многие советуют «проигрывать» с ребенком какие-то сложные для него ситуации? Может ли это делать родитель или это нужно делегировать специалистам?
Это делают неспроста. Дело в том, что любая игра носит терапевтический эффект, так как по человеческой своей натуре мы (и дети, и взрослые) выбираем для игры те сюжеты, которые больше всего нас волнуют, и таким образом перевариваем их, стараемся осознать, что-то принять, «пощупать». Сложные ситуации действительно есть смысл проигрывать, но только когда вы понимаете, что сможете справиться с эмоциями ребенка, принять их, сконтейнировать, не осуждать и не отстраняться, пробыть с ним в моменте от и до. Обычно именно это самое сложное. Важно в таком процессе действительно играть, а не «корректировать» ребенка. Если чувствуете, что пока не готовы к такому на сто процентов, то лучше обратиться к специалисту.
Что делать, если родитель не хочет и не может себя заставить играть?
В моей практике «не может» обычно означает «не хочет». Стремление играть заложено в нас природой, и мозг устроен таким образом, что в той или иной мере каждый из нас в состоянии это делать. Но как я говорила выше, игра — дело добровольное для всех ее участников, для родителя в том числе. Как нельзя заставить любить искусство, так же нельзя заставить и играть. В это можно втянуться, найти в этом процессе вдохновение для себя, и тут не будет универсального рецепта: кому-то будет интересно находить новые повороты в сюжете, кому-то - мастерить, третьим родителям - заново открывать для себя ребенка… У каждого будет своя точка входа в состояние «ХОЧУ и МОГУ». Появится желание открыть для себя мир игры — способ найдется.
Как понять, что потребность ребенка в игре не удовлетворена?
Если у вашего ребенка есть по шесть часов в день на игру, тогда все в порядке. Если нет, тогда, скорее всего, есть смысл озадачиться и найти на нее время в расписании.
Если ребенок недостаточно играет, то, скорее всего, у него есть сложности в общении со сверстниками, он часто напряжен, много сил тратит на соблюдение границ и правил, которые выставлены сверху, и поэтому накапливается стресс и усталость, ему почти все «неинтересно»; часто отсутствие игры может привести ребенка к неврозу.
Расскажите о ваших игровых встречах в Петербурге? Что на них происходит и для чего они?
Игровые встречи для детей и семей, где мы окунаемся в мир сюжетно-ролевой игры (недирективной) — ее часто называют «свободной игрой» — и развиваем эмоциональный интеллект. Играем с трех лет, со школьниками, со взрослыми. К нам никогда не поздно присоединиться! Игровые встречи — это возможность родителям делегировать создание игровой среды для ребенка на нас, возможность отдохнуть или подсмотреть за процессом и вдохновиться на игру дома, вспомнить себя в детстве, шанс для ребенка подсмотреть за игрой понарошку. Мы встречаемся, чтобы побыть феями, директорами, суперменами, поварами, брантозябрами, в конце концов, и, как ни странно, именно через такие игры развивается эмоциональный интеллект.
Зачем все это нужно?
В таких свободных ролевых играх дети научаются контролировать свои эмоции, слышать и видеть других ребят, получают безопасный опыт разрешения огромного количества ситуаций, овладевают границами понарошковости, развивают предметозамещение и еще много-много всего. Но самое главное — они получают огромное удовольствие и жизненный опыт (который очень реален и глубок, несмотря на понарошковость созданной игры).
Мы также проводим игровые встречи для взрослых, практикумы и онлайн-курсы, которые помогают ЗАХОТЕТЬ играть взрослым и дают для этого не только знания, но и помогают сформировать навыки, привычку играть.