Ненавистная домашка: нужны ли детям домашние задания

О пользе, вреде и рекомендованном учеными объеме домашней работы.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Маленькие дети, плачущие над тетрадями. Нервные родители, которые в 10 вечера ищут в кустах шишки и палки для школьной поделки. Рефераты на компьютере в первом классе. Нервные тики, боязнь школы, ненависть к учебе и переутомление. Всем нам знакома темная сторона домашки, великой и ужасной. Даже если от всего перечисленного и бывает какая-то польза, она явно не перекрывает вред, нанесенный психике и отношениям детей с родителями.

Эта проблема существует не только в России. Согласно информации в The American Journal of Family Therapy, нагрузка младших школьников в США в среднем в три раза превышает рекомендованную. Родители, измученные ежедневной совместной подготовкой к урокам, мечтают, чтобы домашка просто исчезла.

Домашние задания и успехи в учебе

Но станет ли от этого лучше? С одной стороны, звучит заманчиво. Спокойные семейные вечера, отдохнувшие дети, которые радостно бегут в школу. Однако ученые считают, что домашние задания — нужный и полезный элемент образования ребенка.

Исследования продемонстрировали, что наличие домашних заданий связано с более высоким уровнем успеваемости у учеников средней и старшей школы. Однако речь здесь не идет об успеваемости младших школьников. Также существуют исследования, которые говорят о том, что лучше учатся выполняющие домашние задания дети из семей со средним и высоким уровнем дохода. Для детей из бедных семей, участвовавших в исследовании, наличие или отсутствие домашних заданий ничего не изменило.

Слова ученых подтверждает и опыт родителей. Если ребенок регулярно делает домашние задания, но при этом успевает отдыхать, заниматься спортом, проводить время с семьей и достаточно спать, он лучше усваивает материал. Как правило, если домашних заданий не слишком много и они интересные, дети делают их с удовольствием. Ведь реферат на какую-либо тему может стать возможностью узнать побольше о теме, найти интересные факты, прочитать книги. Но только если требования не предполагают, что делать этот реферат будут родители. Ночью. С помощью «Википедии».

Интересное по теме

8 вещей, которые школьники вполне могут делать сами

Домашние задания и личное развитие

Помимо повышения успеваемости, домашние задания способствуют развитию у ребенка важных качеств. Делая домашку, ребенок учится быть ответственным, правильно распределять время, доделывать дело до конца. Поспорить с этим трудно. Учеба — это обязанность ребенка. Домашние задания являются частью этой работы, и, организовывая свое время, получая от учителей реакцию на то, что он делает вне школы, ребенок чувствует себя более уверенным и самостоятельным. Начинает видеть зависимость между своим трудом и результатами, учится бороться с ленью и нежеланием заканчивать начатое. Также для выполнения домашней работы часто требуется творческий подход и умение найти выход в сложных ситуациях: разыскать нужную информацию, организовать других детей для работы в группе и многое другое.

Также ученые считают, что умеренная помощь родителей благоприятно отражается на детско-родительских отношениях. Если в субботу вы с ребенком прогулялись в парке, набрали сухих листьев и не спеша сделали вместе аппликацию, а между делом сходили в любимое кафе, есть шанс, что семья приятно провела время. Если вы посмотрели интересный документальный фильм, обсудили увиденное, а затем ребенок написал небольшое сочинение, это тоже отличный пример пользы домашней работы для ваших отношений.

Интересное по теме

«Починить» отношения: что делать, если вы сорвались на ребенка?

Вред и негативные последствия домашних заданий

А когда в девять вечера рабочего дня ребенок, падая от усталости после тренировки, сообщает вам о том, что на завтра нужна поделка, и вы начинаете панически думать, из какой Нарнии ее добыть (а то и вовсе кричать на ребенка, проклиная все на свете), о такой домашке лучше забыть, успокоиться и лечь спать.

Кроме того, избыток домашней работы может привести к отсутствию времени для свободной игры — важнейшего элемента развития ребенка и формирования речевых, социоэмоциональных навыков и навыков саморегуляции.

А еще, просиживая долгие часы за партой, а затем за письменным столом или компьютером, дети не гуляют, не занимаются спортом и слишком мало двигаются. Это может привести к избыточному весу и другим проблемам со здоровьем.

Интересное по теме

«Хочу стать космонавтом, но я толстый». Отрывок книги «Тело: мой друг и враг»

Что значит «правильное количество» домашних заданий?

Так сколько же домашней работы не вредит нашим детям? Что такое «умеренное» или «правильное» ее количество? На этот вопрос ответила в своем блоге психолог Сара Гудвин, ссылаясь на недавние исследования: для старшеклассников объем домашних заданий должен быть таким, чтобы они тратили на его выполнение не более 1,5-2,5 часа в день. Для учеников средней школы этот показатель составляет не более часа в день. Что же касается учеников младшей школы, домашка в их случае нужна лишь для того, чтобы они начали учиться навыкам самоорганизации и самостоятельной работы, то есть должна быть минимальной.

Совершенно очевидно, что многочасовое сидение над прописями и примерами совсем не соответствует этой рекомендации. Что делать родителям, если в школе ребенку задают слишком много?

Решение принимает каждая семья. Кто-то меняет школу, кто-то жалуется учителю, кто-то уходит на домашнее обучение. Важно, чтобы родители знали, что ненавистная домашка может быть полезной и важной частью учебы ребенка. И что если ребенок каждый вечер плачет над книгами — это ненормально.