Что родителям нужно знать о СДВГ? Как можно диагностировать это нарушение? Как можно помочь ребенку с СДВГ?
На эти и другие вопросы ответили эксперты Фонда «Обнаженные сердца» — клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нарушение неврологического развития. Впервые симптомы СДВГ были описаны еще в 1775 году немецким врачом Мельхиором Адамом Вейкардом. Он называл это состояние расстройством «недостатка внимания», но описанная им симптоматика практически на сто процентов совпадает с тем, что мы сегодня понимаем под СДВГ.
Существует три подтипа СДВГ: первый связан с проблемами с вниманием, второй — преимущественно с импульсивностью и гиперактивностью, третий подтип — смешанный. Согласно исследованиям, в среднем у десяти процентов детей (по разным данным, от трех до 15 процентов) в современном мире диагностирован этот синдром.
СДВГ — это поведенческий диагноз. Это означает, что его нельзя поставить, сделав анализ или какое-либо инструментальное исследование, например, ЭКГ, КТ или МРТ.
Диагноз ставится в результате комплексной оценки психиатром или неврологом. Специалисты наблюдают за пациентом и разговаривают с ним. Если речь идет о ребенке, обязательно проведение интервью с его родителями, учителями и другими людьми, окружающими его.
Интересное по теме
«Слишком громкий, слишком быстрый, слишком болтливый»: монолог матери, которая растит ребенка с СДВГ
Детям младше 16 лет СДВГ диагностируют при одновременном наличии шести и более признаков синдрома. После 16 — достаточно пяти характерных симптомов, чтобы предположить СДВГ. Чтобы можно было говорить о диагнозе, нарушения поведения должны быть устойчивы во времени (наблюдаться постоянно в течение полугода) и проявляться вне зависимости от социального окружения.
Важно помнить, что каждый из симптомов СДВГ может быть признаком другого психического расстройства личности.
СДВГ нельзя диагностировать онлайн. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка гиперактивность или дефицит внимания, обратитесь к опытному специалисту: это может быть, например, психолог, который проведет наблюдение и интервью с родителями и ребенком, сделает серию тестов и, если необходимо, направит вас на консультацию к медицинским специалистам — психиатрам и неврологам. Перед визитом к психологу стоит проконсультироваться с педагогами в детском саду или школе, чтобы собрать информацию об особенностях поведения ребенка на занятиях и возможных трудностях в обучении.
Медикаментозное лечение при СДВГ назначается далеко не всегда. До шести лет и вовсе рекомендуются только поведенческие стратегии вмешательства.
Чтобы помощь ребенку была успешной, необходимо привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров.
Методы помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий обучающие программы для родителей и педагогов, а также поведенческие подходы для развития новых навыков и поддержки позитивного поведения. Все это можно использовать сразу после постановки диагноза у самых младших детей.
Действительно, с возрастом проявления СДВГ снижаются и могут к окончанию подросткового возраста практически сходить на нет. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения никуда не исчезают.
Поэтому, если дети и подростки с СДВГ не будут получать помощь, у них будут сложности и дома, и в школе. Детям с СДВГ может быть трудно концентрировать внимание в классе, без адекватной помощи они будут плохо усваивать новую информацию, получать низкие оценки и негативные комментарии от учителей и/или одноклассников. Все это может повлиять на формирование самооценки и самоуважения у ребенка, а в некоторых случаях стать причиной развития депрессии.
Некоторые дети с СДВГ могут с трудом оценивать степень риска в определенных ситуациях и контролировать свои эмоции. Они могут получать разнообразные травмы, попадать в небезопасные ситуации. Могут возникать трудности в общении со сверстниками — дети могут не знать, как делиться игрушками, делать что-то по очереди, играть с другими детьми. Без адекватной поддержки у них могут также возникнуть проблемы с тем, чтобы завести и сохранить друзей. Таким образом, отсутствие программ помощи может привести к большому количеству негативных последствий.
Подростки с СДВГ, не получающие программу помощи, чаще начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, они более склонны рискованному выбору сексуальных партнеров. Таким образом, как только ребенку ставится диагноз СДВГ, ему необходимо получить правильную программу помощи.
Интересное по теме
«Было сложно вообще все»: честный монолог матери ребенка с СДВГ
Существующие в мире психообразовательные программы для родителей детей с СДВГ обычно включают в себя следующие темы:
Такие программы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
При грамотной организации образовательного процесса (хорошая структура, организация окружения, распорядок занятий, грамотное дозирование информации, перерывы на двигательную активность, учет мотивации ребенка) дети с СДВГ могут прекрасно учиться, реализовывать свои способности и развивать академические навыки, несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием, забывчивость. Интеллектуальный уровень детей с СДВГ может быть самым разным, в том числе и очень высоким, а в других случаях СДВГ может сочетаться с интеллектуальными нарушениями.
Родителю ребенка с СДВГ может быть непросто оценить, насколько грамотно построено обучение его ребенка. Но он точно лучше других понимает его особенности и может понять, насколько мотивирующим и комфортным для ребенка является обучение, а также каков его прогресс в развитии новых навыков.
Очень важно найти возможности для сотрудничества со детским садом, школой и семьей. В некоторых случаях может помочь грамотный специалист службы сопровождения образовательного учреждения (психолог или специальный педагог, знакомый с современными стратегиями помощи детям с СДВГ). Специалист сможет провести оценку особенностей ребенка, разработать соответствующие рекомендации и помочь педагогам и родителям в их реализации.
Если такого специалиста в образовательном учреждении нет, то можно обратиться в специализированный центр. Важно, чтобы заключение специалистов центра носило не общий характер («развивать, стимулировать» и так далее), а содержало конкретные рекомендации по организации образовательной среды, продолжительности занятий, рекомендуемой системе подкрепления и визуальной поддержки, подходящих ребенку способах развития самоконтроля. Вместе с педагогами и специалистами службы сопровождения можно выстроить наиболее подходящий для ребенка план обучения.
Не стоит скрывать диагноз ребенка, если семья доверяет образовательному учреждению. В противном случае поведение ребенка и результаты обучения могут восприниматься педагогами как «родительская недоработка».
Исследования показывают, что отношение детей друг к другу часто зависит от модели поведения взрослого. Образовательное учреждение, где взрослые позволяют себе негативные высказывания, спокойно реагируют на буллинг и не готовы к сотрудничеству с родителями, скорее всего не подойдет ни для ребенка с СДВГ, ни для нейротипичного ребенка.
Интересное по теме
«Если вы не стыдитесь, вас невозможно обидеть»: зачем говорить с детьми об их особенностях
Внешне поведение ребенка с СДВГ зачастую выглядит как избалованность, лень, распущенность или капризность, за которую родители пытаются наказать. Однако наказание не учит тому, что нужно делать. Оно показывает, что делать не нужно, однако не дает ответа на вопрос, какое поведение будет приемлемым.
Никогда не наказывайте ребенка за плохое поведение, которое он не может контролировать. Во многих случаях ребенок с СДВГ не делает то, что его просят, не потому, что он не хочет, а просто потому, что он отвлекается от текущей задачи.
Отвлекаемость — распространенный симптом СДВГ, который ребенок не в состоянии контролировать. И когда вы неоднократно наказываете ребенка за поведение, которое он не может контролировать, вы настраиваете его на неудачу. В конце концов, его желание порадовать вас испаряется. Он думает: «Зачем заморачиваться?» От этого страдают отношения родителей и детей.
Почаще напоминайте о том, чего вы хотите и ждете от ребенка, а также учите его самостоятельному планированию предстоящих задач, отслеживанию и проверке сделанного. В этом может помочь визуальная поддержка — расписания, списки дел, чек-листы.
Часто лучший способ обучения ребенка с СДВГ — это использование идеи прикладного анализа поведения (ПАП). Они помогают определить соответствующие возрасту достижимые цели, а затем систематически вознаграждать каждое маленькое достижение, пока поведение не станет рутиной. Поощряя положительное поведение (а не наказывая за отрицательное), вы помогаете ребенку чувствовать себя успешным и еще больше повышаете его мотивацию поступать правильно.
Прикладной анализ поведения (ПАП) — это отдельная научная дисциплина о формировании и развитии поведения. ПАП занимается изучением поведения и причин, которые влияют на его формирование, и это касается далеко не только детей с особенностями развития.
Идеи ПАП широко применяются в менеджменте, маркетинге, продажах, работе с персоналом, помогая, например, в решении вопросов увеличения продаж, снижения количества нарушений ПДД или трудовой дисциплины и так далее.
В последние 15 лет идеи ПАП стали доступны в России для специалистов, работающих с детьми с особенностями развития. В ряде городов России проводится обучение по этой специальности, появились профессиональные ассоциации специалистов в области ПАП.
— Герхардт Коэн «Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности»
— Хьюард Дардиг «Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей»
Бонус: материалы ресурсного центра «Обнаженные сердца онлайн».
Мы рекомендуем следующие информационные ресурсы для родителей детей с СДВГ:
Прослушать их можно на платформах Apple Podcast, Яндекс. Музыка, Youtube, Castbox, Сберзвук.