Страх, злость и вина. Как помочь братьям и сестрам тяжело болеющих детей справиться с кризисом

Разбираемся вместе с психологом.

На картинке: девочка в больнице, другая девочка стоит спиной. Коллаж Лизы Стрельцовой для НЭН
Коллаж Лизы Стрельцовой

Про братьев и сестер — сиблингов — болеющих детей говорят, что они находятся «в тени» — в тени ребенка, который проходит лечение. Из-за нехватки родительского внимания и тревоги за близкого человека они испытывают страх, злость, чувство вины, считают себя ненужными и брошенными.

О том, что переживают сиблинги во время болезни брата или сестры и как родители могут помочь им справиться с кризисом, рассказала клинический психолог, директор программ благотворительного фонда «Шередарь» Екатерина Тинякова.

Екатерина Тинякова

Клинический психолог, директор программ фонда «Шередарь», который работает с детьми, перенесшими тяжелые заболевания

Екатерина Тинякова

Клинический психолог, директор программ благотворительного фонда «Шередарь»

С какими трудностями сталкиваются сиблинги во время болезни братьев и сестер?

Основная трудность — потеря внимания родителей, жизнь которых начинает вращаться вокруг одного ребенка. Часто бывает, что родители разъезжаются: например, мама уезжает с заболевшим ребенком на лечение в другой город, а папа пытается в одиночку справиться с заботами по дому. В результате сиблинги чувствуют себя оставленными, брошенными. Они видят, что их жизнь — школа, успехи, проблемы — отходит на второй план, а самыми ценными для родителей становятся новости из больницы.

Нехватка внимания заставляет сиблингов испытывать злость и ревность. Дальше происходит цепная реакция. Злость на родителей и заболевшего ребенка порождает чувство вины. Дети осознают, что в такое тяжелое время эгоистично требовать от родителей излишней любви, что она нужнее брату или сестре в больнице. Некоторые ребята испытывают чувство вины, если ранее у них возникали конфликты с заболевшим ребенком. Сиблинг мог в сердцах пожелать ему что-то плохое, а затем, видя, как страдает его близкий человек, он перекладывает вину на себя.

Интересное по теме

«Родион спокойно подходил к людям и говорил: „Дуня не умеет разговаривать, она не понимает“»: как живут братья и сестры детей с аутизмом

Как меняется поведение сиблингов?

В кризисный период сиблинги испытывают бурю сильных эмоций, и это накладывает отпечаток на их поведение. Конечно, каждая ситуация индивидуальна, но есть два основных варианта развития событий.

При первом сценарии ребенок рано взрослеет. Ему приходится чаще оставаться дома одному и заботиться о себе, или он сам хочет помочь уставшим родителям и берет на себя обязанности по дому. В фонде «Шередарь» мы часто говорим, что нужно возвращать упущенное детство ребятам, которые болели. Но их здоровые братья и сестры также упустили значимую часть детства, потому что им приходилось играть роль взрослого.

Другой вариант — привлечение внимания не через осознанное взрослое поведение, а через регрессию, при которой ребенок начинает вести себя младше своего возраста. Родители могут заметить у сиблинга неожиданные изменения в поведении, бурные эмоциональные всплески, так называемые «истерики». Негативное внимание — это тоже внимание. Ребенок думает: «Если мама с папой меня не замечают, надо взбунтоваться, тогда они будут меня ругать. Главное — они знают, что я тоже есть».

Интересное по теме

«Вы имеете право на боль и квалифицированную помощь»: монологи родителей тяжелобольных детей

Можно ли сказать, что старшим сиблингам проще пережить кризис, чем младшим детям?

Это очень индивидуально и зависит от конкретного ребенка. Но нужно понимать, что у детей помладше еще не сформировано понимание, что такое болезнь, лечение, смерть, из-за чего возникают страхи. А старшие ребята это уже осознают, они с большей вероятностью будут брать на себя роль осознанного ребенка, который заменяет взрослого, когда тот не в состоянии заботиться о семье.

Может ли сиблинг самостоятельно справиться со стрессом?

Нет, потому что для того, чтобы справиться с проблемой, нужно ее заметить. Для этого у ребенка еще нет сформированных навыков. Поэтому здесь очень важно наблюдение со стороны, прежде всего родителей.

В «Шередаре» мы проводим отдельные программы для детей, перенесших онкогематологические заболевания, сиблингов и целых семей. Мы работаем с каждым членом семьи, потому что одному винтику сложно изменить систему. Безусловно, реабилитационные программы фонда оказывают терапевтический эффект, но, когда ребенок возвращается домой, его должна ждать открытая к изменениям, поддерживающая семья.

Чем отличается реабилитация сиблингов и переболевших детей?

По наполнению обе программы фонда ничем не отличаются: те же мастерские, мероприятия и активности. Почему? Потому что цель нашей методики — дать участникам как можно больше возможностей себя проявить. Однако в случае с переболевшими ребятами мы делаем акцент на предоставлении им возможности попробовать то, что они упустили за время болезни, и помогаем им вспомнить, какими они были до постановки диагноза.

На программе для сиблингов мы стараемся работать с их поведением. Волонтеры стараются преобразовать их желание быть «Я» в возможность сказать: «Мы!»

Как родители могут самостоятельно помочь детям справиться с болезнью?

  • Постарайтесь найти в себе силы уделять время братьям и сестрам болеющего ребенка. Старайтесь планировать совместный досуг и заниматься тем, что ему интересно.
  • Объясните сиблингу, почему другому ребенку вы уделяете больше внимания. Скажите, что вы понимаете причину его негативных эмоций и не вините его. Поощряйте ребят за то, что они делятся с вами переживаниями, и разговаривайте о трудностях.
  • Отмечайте достижения сиблинга, хвалите его за успехи и благодарите за помощь.
  • Помните, что сиблингов могут спрашивать о болезни их братьев и сестер одноклассники и учителя. У ребят должно быть достаточно информации, чтобы дать им ответ. Поощряйте то, что они задают вам вопросы, и пробуйте найти ответы вместе.
  • Вовлекайте здоровых ребят в процесс лечения. Совместные занятия с болеющим ребенком помогут сиблингу почувствовать свою полезность. Сиблинги могут ходить с вами в больницу и навещать брата или сестру, это позволит им увидеть, что собой представляет лечение. Если это невозможно из-за ограничений или расстояния, описывайте сиблингу обстановку, образ жизни ребенка в больнице, процедуры, делитесь фотографиями. Так вы поможете ребенку побороть страх за брата или сестру.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...