Специально для спецпроекта НЭН о насилии над детьми психолог Варвара Шестан написала о том, можно ли избаловать ребенка «слишком гуманным» воспитанием.
Вокруг закаленного характера, личности, «мужского» или «спортивного» воспитания до сих пор витает много романтизма. Раньше жесткость и закалка объяснялись необходимостью, жестоким временем или просто незнанием детской и семейной психологии: «А как иначе?».
В наши дни родители, которые ориентируются в воспитании на метод «кнута», явно информированы больше, но почему же они продолжают настаивать на опасности воспитания без наказаний?
Ответ прост: родительство наполнено мифами так, как, возможно, не одно другое явление в обществе. И миф об избалованности из-за слишком «нежного» воспитания — один из самых распространенных. Разберем его более подробно в контексте физического наказания детей.
Под словом «неженка», каждый понимает что-то свое. Обычно это набор черт, поведений и реакций, которые относят к женским. Забывая при этом интересный парадоксальный факт: девочки развиваются быстрее, чем мальчики, рождаются более сильными физически по сравнению с мальчиками.
Одним из методов воспитания типично «мужского», сильного, боевого характера традиционно считается рукоприкладство или подавление тех или иных черт. Многие выбирают такой подход: как можно раньше столкнуть ребенка с тяжестью и жестокостью жизни.
Интересно, что развитие других положительных и нужных поведенческих проявлений, черт и качеств, строится именно на основе нежности.
Избалованным ребенок становится не из-за чрезмерной любви, заботы, ласки, внимания и желания дать ему все самое лучшее и оградить от всех трудностей (мы, психологи, уверены, что «перелюбить» ребенка просто невозможно).
Это происходит из-за того, что родители игнорируют проявления самостоятельности ребенка, подавляя их чрезмерным контролем. Так у ребенка вырабатывается поведенческий механизм: чтобы что-то произошло в его жизни, сделать это должен родитель, и добиться этого нужно любым путем.
Несомненно, избалованность может перейти в качество личности ребенка, но свое начало она берет в реакции родителей на проявление самостоятельности.
Чем жестче эта реакция, тем сильнее ребенок усваивает, что его мнение не важно. Именно поэтому избалованность также наблюдается у детей, которых воспитывают через физические наказания и унижения. К тому же, после жестких воспитательных мер часто приходит раскаяние, сожаление, заглаживание чувства вины — родители стремятся оправдать себя и выполнить любую просьбу ребенка.
Выдвигая стереотипные требования к своим детям: чтобы не плакал, когда больно (а лучше вообще никогда), чтобы «давал сдачи» в любом конфликте (что часто подразумевает — нападать первым) родителям, конечно, необходимо в первую очередь проработать свои страхи и комплексы.
Но не менее важно понимать, как в принципе формируются черты характера у ребенка. Становление характера происходит в промежутке от двух-трех и до девяти-десяти лет. Некоторые психологи утверждают, что этот процесс может растягиваться вплоть до возраста 23 лет.
Причем эти положительные черты иногда обратны представлениям родителей: эмпатия, способность к коммуникации, высокая самооценка. В результате произойдет ослабление этих черт и усиление отрицательных: агрессии, замкнутости в себе, низкой самооценки, что может привести к возникновению у ребенка внутренних конфликтов.
Интересное по теме
«Прежде чем раздать нам ремня, папа предлагал нам этот самый ремень выбрать»: 8 личных историй о насилии
У ребенка, который не испытал на себе рукоприкладство или другое негативное воздействие со стороны близкого человека, формируются:
доверие к миру;
ощущение безопасности;
сниженные показатели тревожности и агрессивности;
чувство личности;
развитые социальные, поведенческие, школьные навыки адаптации;
умение правильно выражать свои эмоции;
самоконтроль;
здоровая самооценка;
принятие системы моральных, нравственных норм и ценностей общества и другие важные качества.
Все перечисленные черты и качества будут формироваться на протяжении всего взросления ребенка, если не считать, что насилие все еще пригодно в воспитательных целях.
Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей
Читайте больше на странице проекта