реклама

Опять двойка! Конфликты с подростком по поводу учебы: советы психолога, как выжить, сдать ЕГЭ и остаться в хороших отношениях

Разбираем причины конфликтов, потерю мотивации, стресс, самоопределение и популярные споры про уроки.

Подросток плохо учится. Коллаж с фото: Oleg Golovnev | lyalya_go | Shutterstock | Fotodom
Коллаж с фото: Oleg Golovnev | lyalya_go | Shutterstock | Fotodom

Однажды пасмурным осенним утром ваш подросток проснулся и решил: не хочу учиться, хочу быть популярным геймером. И сразу же начал тренироваться. Естественно, вы поссорились. Как ссорились неделю назад, когда он доказывал, что ему не обязательно делать уроки, и за неделю до этого, когда вы пытались узнать, какие экзамены он планирует сдавать. Кажется, что ни один вопрос по учебе нельзя решить без конфликта.

Но, может, все-таки что-то можно сделать? Вместе с психологом «Онлайн-школы №1» Кирой Гольдштейн разбираем самые частые конфликты и ищем выход из них.

Кира Гольдштейн

Психолог «Онлайн-школы №1»

Кира Гольдштейн

Психолог «Онлайн-школы №1»

Мы постоянно спорим из-за учебы. В чем дело?

Подросток изо всех сил сепарируется и хочет все решать сам. Родители тревожатся и пытаются контролировать, потому что впереди ЕГЭ. В этом столкновении двух естественных процессов и рождаются конфликты.

А еще учеба может быть просто удобным поводом, чтобы выразить напряжение, накопившееся в отношениях. Когда конфликт из-за учеба продолжается изо дня в день, подросток начинает сопротивляться не самим урокам, а контролю, тону, попыткам давления. В итоге ребенок замыкается, перестает рассказывать о своих делах, раздраженно кричит в ответ даже на нейтральные вопросы о школе — за этим стоит не наплевательское отношение к учебе, а внутреннее напряжение, желание сохранить независимость.

Интересное по теме

Как воспитывать подростка: 7 советов родителям от детей

Что важно

Если конфликты постоянные, стоит переключиться с контроля на диалог: интересоваться не только уроками, но и тем, как подросток себя чувствует, что его волнует. Иногда я прошу родителей фиксировать, о чем они разговаривают с подростками: и многие с ужасом обнаруживают, что сто процентов разговоров, которые они начинают с ребенком, крутятся вокруг отметок и учебы! Понятно, что подросток начинает изо всех сил избегать общения.


Постарайтесь сохранять пропорцию: 80 процентов разговоров о чем-то приятном, об увлечениях и друзьях, о чувствах, и только 20 процентов — о школе и экзаменах.


А еще никогда не совмещайте в одной беседе приятные и неприятные темы. Например, если вы зашли в его комнату, чтобы сказать, что купили билеты на его любимый концерт, и заодно уточнили, сделал ли он уроки, то в следующий раз подросток начнет в каждой вашей фразе искать подвох. Когда в ваши отношения возвращается ощущение безопасности и принятия, здоровый баланс тепла и контроля, то мотивация к учебе постепенно восстанавливается сама — без давления и постоянных напоминаний.

Если я не буду контролировать, он не будет ничего делать

Иногда стоит «отпустить» учебу. Давить мягко и жестко, думаю, вы уже пытались и, если вы читаете эту статью, то вряд ли из этого вышло что-то хорошее. Если родители видят, что их усилия вызывают лишь раздражение и сопротивление, значит, пора менять стратегию — дать подростку пространство для самостоятельных решений. Ему нужно столкнуться с результатами своих выборов — получить не ту оценку, забыть про задание, испытать последствия прокрастинации — чтобы развить внутреннюю мотивацию. Без этого он так и останется в позиции «меня заставляют».

При этом «отпустить» не означает «оставить без поддержки». Родитель может сказать: «Я рядом, если тебе понадобится помощь, я всегда помогу, но решение — за тобой».

Ситуация: подросток внезапно перестал учиться, а когда мама попыталась его контролировать, совсем замкнулся в себе. Что делать?

В «Онлайн-школу №1» обратилась мама десятиклассника — умного, любознательного мальчика, который неожиданно перестал учиться. Он стал пропускать уроки, отказывался делать домашние задания, объясняя это просто: «Мне все надоело». В обычной школе он чувствовал постоянное давление — и со стороны учителей, и дома. Мама, тревожась за оценки, пыталась контролировать каждый шаг, но чем больше она старалась, тем сильнее сын замыкался.

После перехода в онлайн-формат мы начали работу с обеими сторонами. С подростком — над восстановлением интереса и чувства контроля над своей жизнью. С мамой — над тем, как снизить тревогу и перестать «учиться вместо сына». Ей помогло понять: ее задача не следить, а быть рядом, интересоваться процессом без оценок и упреков. Она стала спрашивать не «Ты сделал домашнее?», а «Как тебе сегодня урок?», «Что было интересного?»

Онлайн-формат сыграл здесь ключевую роль: меньше внешнего давления, гибкий график, возможность выбора преподавателей и предметов. Подросток постепенно почувствовал, что учеба может быть «его делом», а не обязанностью. Через пару месяцев он стал сам планировать расписание, вернулся к предметам, которые ранее бросил, и даже начал помогать другим ребятам с заданиями.

Мама потом сказала: «Я поняла, что, когда отпустила контроль, он впервые по-настоящему взял ответственность». И это, пожалуй, самое важное — дать подростку почувствовать, что он сам способен управлять своей жизнью.

Он совсем не хочет учиться

Истинное нежелание учиться встречается редко. Подростки по природе любопытны и страстно изучают жизнь, это записано в их эволюционной программе.


Когда подросток говорит: «Не хочу учиться», чаще всего за этим стоит не лень, а эмоциональное состояние — усталость, тревожность, ощущение, что он не справляется.


Бывает, что подросток не хочет делать математику с биологией, но при этом с интересом занимается другими вещами: читает, ищет интересную ему информацию, погружается в хобби. Нам известны дети, которым «никак не давался» школьный английский, но при этом они с помощью приложений учили корейский или японский. И самостоятельно доводили его до очень приличного уровня! Что очень хорошо показывает, что в обычном состоянии подростки хотят учиться — просто не всегда тому, что нужно для сдачи ЕГЭ. А бывает и эмоциональное истощение, депрессия: тогда подросток утрачивает интерес ко всему, быстро устает, много раздражается или, наоборот, постоянно находится в апатии.

Что с этим делать

Главная задача родителей и педагогов — не давить, а понять источник проблемы. Важно говорить с подростком не о «плохих оценках», а о его чувствах: что мешает, что вызывает усталость или страх. Когда подросток видит, что его понимают, мотивация к обучению постепенно возвращается. А иногда стоит просто сдать анализы и проверить, что у ребенка с уровнем железа или витамином D. И сколько часов в сутки он на самом деле спит? Иногда апатия и хроническая усталость появляются из-за банально сбитого графика сна и ночных онлайн-игр.

Интересное по теме

Как вовремя заметить депрессию подростка. 5 важных признаков

Он вообще не понимает, кем хочет стать!

Чаще всего это не про лень и не про безразличие — это про растерянность. В этом возрасте подросток еще пробует понять, кто он вообще такой и чего хочет, а мир взрослых уже требует максимально конкретных ответов буквально с названием вуза и даже факультета! Юному человеку кажется, что он должен прямо сейчас определить для себя работу на всю оставшуюся жизнь. В 15-16 лет! Тут любой впадет в ужас и ступор. Давление взрослых ожиданий часто вызывает защитную реакцию в виде апатии: «Мне все равно».


Главное, что могут сделать родители, — дать время и пространство на поиск, а не требовать немедленных решений.


Даже равнодушие можно обсуждать без осуждения: «Ты говоришь, что ничего не интересно — а что бы тебе помогло почувствовать себя живее?»

Иногда полезно помочь подростку попробовать разные роли — кружки, стажировки, волонтерство. Не ради выбора профессии, а ради опыта. Ведь интерес рождается не в размышлениях, а в действии. И самое важное — сохранять веру. Подросток чувствует, когда в него верят без условий. А еще родителям помогает вспомнить, как много их знакомых действительно работают по специальности из первого вуза. И не только вспомнить, но и рассказать ребенку о том, что этот выбор — не «самый главный и последний» в его жизни. Что у него будет еще очень много лет для того, чтобы попробовать новое, получить еще одно образование, выучить другие языки… В тот момент, когда мы снижаем уровень важности этого выбора, подростку становится гораздо легче его сделать.

Что важно

Показать, что выбор — не приговор, а процесс, который можно менять и корректировать. Это снимает страх ошибки и возвращает подростку чувство свободы.

В «Онлайн-школе №1» справиться с проблемой самоопределения подросткам помогает психолог. Он полезен и в других ситуациях, например, если у подростка пропала мотивация, если родители подозревают у него эмоциональное выгорание или сами испытывают кризис из-за учебы ребенка.

Учеба здесь устроена так, чтобы каждому ребенку было максимально комфортно: занятия в мини-классах, расписание можно составить под себя, в том числе с учетом предстоящих экзаменов, а учителей подбирают так, чтобы они могли найти общий язык с любым ребенком.

Фото предоставлено «Онлайн-школой №1»

Ситуация: подросток сообщает, что планирует стать блогером или криптоинвестором, поэтому школа, да и институт ему совсем не нужны. Что делать родителям?

Главная ошибка родителей — сразу включаться в дискуссию и объяснять, как полезно учиться: обычно дети и так это знают. Спорить с этим напрямую — бесполезно. Но можно расспрашивать и слушать. Стоит начать разговор с интереса: «Расскажи, что тебе в этом нравится? А как это устроено?»


Когда подросток видит, что взрослые не закрывают перед ним двери, а помогают искать свой путь, к нему возвращается ощущение выбора и ответственности.


Дальше можно показать связь между образованием и мечтой, так, чтобы подросток видел, что вы относитесь к этому серьезно и действительно хотите помочь: блогер должен уметь писать тексты или сценарии, фотографировать, монтировать… а инвестору нужно уметь быстро считать, анализировать и так далее. Можно вместе поискать школы или курсы, где учат всему этому. Так подросток видит, что учеба — не враг, а инструмент.

(Редакции известна одна многомудрая бабушка-хирург, которая всем сердцем поддерживала желание внучки стать пирсингистом! И так хотела помочь ей в этом деле, что убедила девочку поступать в мединститут на врача-дерматолога. Ведь кто лучше такого доктора сможет делать действительно безопасный и качественный пирсинг?! — прим. ред.)

А самое важное — дать возможность пробовать: пусть подросток создает контент, делает первые проекты, пытается заработать на этом, тестирует себя в новой сфере. Реальный опыт быстро показывает, что любой успех требует знаний и умений. Когда подросток видит это сам, он гораздо охотнее возвращается к учебе — уже не «по требованию родителей», а ради своих целей.

Фото предоставлено «Онлайн-школой №1»

В «Онлайн-школе №1» 95 процентов учеников связывают свое будущее с дальнейшим поступлением и обучением в вузах, а средний балл выпускников на ЕГЭ — 86.

Все это без давления и перегрузок: в день у детей по два — пять уроков. Это живые групповые занятия, где можно задать вопросы учителю и пообщаться с одноклассниками. А если нужно что-то закрепить, урок можно пересмотреть.

Учиться в «Онлайн-школе №1» можно с первого по 11 класс. Учебная программа разработана с учетом государственных стандартов, а в конце выпускник получает аттестат государственного образца.

Реклама. ЧУДО «ОНЛАЙН-ШКОЛА №1», ИНН 7708436887, erid: 2W5zFJACA4g

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Мнения Вагинизм после родов. Как я смогла его победить
Лиза Ермолова написала очень личную историю о собственном опыте преодоления вагинизма и первом в жизни обращении к сексотерапевту.