«Нас всех выращивали с мыслью, что мы — статистическая погрешность»

Алина Фаркаш — о ценности человеческой жизни и об одном проценте из пачки с мармеладными мишками.
Коллаж Лизы Стрельцовой

— Когда я задаю вопрос, ваша Лея поднимает руку и ждет, когда ее спросят, — говорит школьная учительница младших классов. — А когда раздают конфеты, стоит в стороне и ждет, когда очередь рассосется.

— Да, — говорю я, стараясь не очень задаваться. — Она очень деликатная девочка!

— Это большая проблема, — говорит учительница. — Всегда кто-нибудь успевает выкрикнуть ответ с места быстрее нее. И конфет ей достается меньше. Научите ее кричать с места и пробиваться в первый ряд!


Мои шаблоны ломаются с таким звуком, что все десять поколений моих предков — «подумай о других, не высовывайся, а что люди скажут?» — поднимаются из могил и осуждающе на меня смотрят. Неужели я восприму этот возмутительный совет всерьез?!


Все в моей душе противится этой идее: быть хорошей девочкой намного важнее, чем получить много конфет! Следовать социальным нормам не только вежливо, но и — залог выживания. Никто в моей семье не был революционером, моим предкам удалось выжить только потому, что они были конформистами: не высовывались, не требовали, терпели, сливались с окружающими.

…А потом я встречаю чудовищный флешмоб об одном проценте! Может быть, вы тоже это видели: один желейный мишка — это всего лишь один процент от целого пакета мишек. Незначительное, почти незаметное количество. Один сухарик — гораздо меньше целой пачки. Один процент мобилизованных — это совсем, ничтожно мало, вы и не заметите.

Но господи! Ведь этот самый однопроцентный мишка — это мы! Это я. Это какой-то живой настоящий человек! Это не статистическая цифра! Он мягкий и хрупкий, у него есть мама, он наверняка любит конфеты. Или любил в детстве. У него было детство! Родители потратили огромное количество сил, времени и средств для того, чтобы его вырастить. Зачем его водили на фигурное катание и копили ему на брекеты?! Чтобы он стал для кого-то статистической погрешностью?

В иврите есть такое слово «хуцпа» — его можно перевести как «наглость». Но в отличие от русской наглости, у которой есть только одна коннотация — негативная, — израильская хуцпа устроена гораздо сложнее. Это не просто наглость, это такая лихость, отчаянная смелость, с помощью которой ты пытаешься получить больше, чем тебе положено. И тут — снова расхождение.

Потому что у российского «получить больше, чем тебе положено» — значение еще хуже, чем у простой наглости. А вот израильское — звучит вполне положительно. Потому что это хорошо и правильно — немножко ломать судьбу, стараться перепрыгнуть на более высокую ступеньку, пытаться получить от жизни больше, чем она тебе дает.

Видимо, это изначально идет от представления конкретных людей и целых народов о количестве благ в мире. Одни люди считают, что этих благ — ограниченное количество. И, пытаясь получить больше положенного, ты отбираешь необходимое у остальных. Значит, кто-то другой получит этого самого меньше. Другие люди думают, что блага — бесконечны. Их хватит на всех, поэтому попросить себе немножко больше — это храбрость и вообще крайне желательное для человека качество.


Не стыдно не хотеть быть тем самым одиноким мишкой. Не стыдно пытаться спрыгнуть с гусениц истории и изменить свою единственную, неповторимую, твою собственную судьбу! Не стыдно кричать с места и заявлять о своих желаниях.


Хуцпа — это смелость. Не та смелость, с которой идут в атаку, а та, с которой в атаку идти отказываются. И для последнего надо быть куда более смелым: отказаться умирать часто намного страшнее, чем за компанию со всеми согласиться.

Мне кажется, что нас выращивали с той мыслью, что все мы — статистическая погрешность. «Вас много, а я одна». Да, хорошо бы, чтобы врач объяснял ребенку, что он собирается делать, и грел фонендоскоп. Но нет: знаете, какая нагрузка у врачей?! Если он каждому будет объяснять, да для каждого греть… Раз за разом нам внушают, что мы — тот самый неважный мишка. Один из многих. «Смотри, Машенька терпит, а ты кричишь!» Да, какая мне, черт побери разница, зачем и почему терпит Машенька, если мне, лично мне больно?

Почему в России говорят с детьми, как с пустым местом. 3 простых примера

Израильский ребенок Лея лежит в кресле зубного и глаза ее полны слез. Ей надо просто вырвать молочный зуб, который болтается на последней ниточке, секундное дело. Но мы с врачом и медсестрой уже пятнадцать минут абсолютно безрезультатно уговариваем ее открыть рот. Мне стыдно, смертельно стыдно перед врачом, перед медсестрой, перед всеми пациентами в очереди за нами. Во мне кипит ярость, которую я еле сдерживаю: ну неужели сложно просто открыть рот и немножко потерпеть? Неужели Лея не видит, как все устали от этого представления?!

Она не видит. Ей просто страшно. «Давайте, я ее подержу секундочку», — говорю я. Врач мотает головой и продолжает уговаривать. Сейчас перед ней нет никаких средних ребенков в вакуме. Перед ней — этот самый, конкретный ребенок, который боится. Живой, настоящий ребенок с чувствами, которые очень важны.

Еще двадцать минут уговоров и зуб наконец вырывают. За проявленную смелость Лее дарят грамоту, наклейки, какую-то игрушку…

— Я не хочу зеленого дракона, — говорит Лея так, будто не израсходовала за сегодня весь запас положенной ей доброты от Вселенной, — я хочу бирюзового!

— Лея!!! — говорю я.

— Молодец, ты очень смелая девочка, — хвалит врач и протягивает ей всю коробку с игрушками, — выбирай, что тебе нравится.

И мы уходим домой с бирюзовым драконом. Я, она и ее непоколебимая уверенность в том, что она — редкий, уникальный, единственный в своем роде желейный мишка.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...