Орать на детей так же неэффективно, как и бить: результаты глобального исследования

Мы часто пишем о вреде наказаний, физической и вербальной агрессии, направленной на детей. Сегодня публикуем результаты исследования Университета Мичигана на эту тему.

К счастью, многие родители понимают, что шлепки, удары и порка — это не просто неэффективные, но еще и крайне вредные и опасные методы воспитания детей. Принято считать, что если заменить физические наказания на другие дисциплинарные меры, то негативных последствий для ребенка можно избежать — однако недавнее исследование, показало, что это не так.

Ученые Мичиганского университета провели глобальное исследование и изучили практику наказаний за провинности и плохое поведение в 216 тысячах семей из 62 стран мира. Они исследовали разные подходы к наказанию детей: шлепки, лишение определенных привилегий, крики и объяснение детям, почему их поступки — неправильные.

Как показали предыдущие исследования, шлепки и другие физические наказания, может быть, и работают в моменте, но в перспективе обладают исключительно негативным эффектом.


Дети, которых шлепают в детстве, в будущем приобретают проблемы с концентрацией внимания, могут вести себя агрессивно и испытывать сложности с социализацией.


Однако ученых удивили другие результаты исследования — оказывается, менее насильственные наказания тоже могут приводить к более агрессивному поведению у ребенка, особенно в тех случаях, когда родители не просто объясняют ребенку, что он делает неправильно, а используют при этом громкий голос, грубые слова и агрессивный тон.

Позитивная дисциплина не всегда имеет позитивные последствия. Скорее всего, долгосрочные инвестиции, которые делают родители: проводят с детьми время, показывают им, что их любят и слушают, обладают более позитивным эффектом, чем наказания. Но это предстоит еще подробно исследовать в глобальном контексте.

Профессор социальной работы в Университете Мичигана Эндрю Гроган-Кейлор

Нельзя сказать, что ненасильственное воспитание — это тоже всегда плохо (как насильственное). У «разговорных» методов выявили и положительные эффекты: например, дети, до которых родители доносят свою точку зрения не ремнем, а словами, лучше адаптируются к жизни в обществе и соблюдают правила поведения. Однако важную роль здесь играют эмоции родителя, его тон и слова, которые он использует.

Интересное по теме

«Мама, я требую это прекратить»: почему нам на самом деле важно научиться контролировать вербальный абьюз в отношениях с детьми

«Словесное объяснение может оказывать негативное влияние на детей, если оно осуществляется не подходящим ребенку по возрасту образом и не дает ему понимания того, по какой причине его поведение оказалось неподобающим», — объясняет Гроган-Кейлор.

Так что же теперь, вообще не воспитывать детей?

Гроган-Келор предлагает обеспечить детей четко структурированными правилами, быть открытым к коммуникации и при необходимости лишать детей определенных привилегий в соответствии с их возрастом.