Мини-инструкция на важную тему.
В школах Москвы скоро появятся службы примирения, которые будут помогать участникам конфликтов выстраивать конструктивный диалог.
В службах будут работать педагоги-психологи, а также волонтеры из числа школьников старше 14 лет. Ребят обещают обучить техникам ненасильственного общения: активному слушанию и употреблению «я — высказываний». Кроме того, им расскажут, как действовать в случае буллинга или грубого нарушения личных границ.
Мы часто пишем о я-высказываниях, но до сих пор не публиковали инструкцию о том, как их правильно формулировать. Так что с помощью коллег из фонда «Шалаш» мы решили исправиться.
Интересное по теме
Научитесь конфликтовать, чтобы не травмировать психику ребенка
Термин «я-сообщение» (или «я-высказывание») придумал американский психолог Томас Гордон, который в 60-х занимался психотерапевтической работой с детьми. По итогам этой работы он написал книгу, которая называлась «Тренинг эффективного родителя». Гордон советовал взрослым при общении с ребенком описывать свои чувства и формулировать свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции.
Я-сообщения оказались настоящей находкой: они помогали сохранить доброжелательный тон разговора, способствовали конструктивному диалогу, снижали напряжение между участниками беседы и помогали научиться лучше понимать себя и свои чувства. Но самое главное — я-высказывания воспринимались детьми как более дружелюбные по сравнению с ты-высказываниями (сравните: «Сегодня ты разбил мою любимую кружку. Мне грустно, когда портят мои вещи» и «Вечно ты все разбиваешь и роняешь, неужели нельзя быть осторожнее!»). Дети не чувствовали, что им необходимо обороняться, и лучше воспринимали информацию, заложенную в сообщение.
Чтобы общаться с помощью таких сообщений, нужен навык. Возможно, сначала вам потребуется больше времени, чтобы обдумать случившееся и аккуратно сформулировать то, что вы хотите сказать другому человеку.
Когда мы испытываем сильные эмоции, общаться я-сообщениями непросто. Если чувствуете, что такой разговор вам не дается, лучше дать себе время и вернуться к нему позже. Можно объяснить собеседнику, что вам нужно взять паузу, чтобы подумать, а потом вы сможете поговорить.
Опишите ситуацию, которая обидела вас или стала причиной переживаний.
Постарайтесь кратко пересказать, что случилось, но не говорить, как вы к этому относитесь. Обобщения и оценки, такие как «всегда», «постоянно», «никогда», «глупый», «плохой», могут звучать как обвинение, желание задеть или обидеть, и не помогут решить проблему.
Расскажите о том, какие чувства, переживания и эмоции вызвала у вас ситуация, о которой вы рассказали. Постарайтесь говорить именно о том, что чувствуете вы, не оценивая других и не додумывая за собеседника.
Нет | Да |
---|---|
По-моему, тебе пофиг, как я пойду на тренировку. | Я переживаю, когда не знаю, где искать свою сумку, с которой я хожу на тренировку. |
Такое впечатление, что тебя не волнуют мои интересы. | Мне грустно, когда на меня не обращают внимания во время разговора. |
Что я тебе сделал? | Мне обидно, когда про меня говорят неприятные вещи за спиной. |
Объясните, как эта ситуация повлияла на вас. Подумайте, какие ваши желания или потребности были проигнорированы или нарушены. В этом помогут вопросы:
Например:
После того как вы поделились своими наблюдениями, переживаниями и рассказали о своих потребностях, нужно сказать о том, что ваш собеседник может сделать, чтобы каждому из вас было проще в этих отношениях.
Перечислите конкретные действия, которые человек может предпринять сейчас или в другой подобной ситуации. Если вам этот шаг дается сложно — предложите человеку вместе подумать о том, что вы можете сделать: «Давай подумаем, как мы можем исправить это вместе?», «Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы эта ситуация не повторялась?».
Нет | Да |
---|---|
Не поступай так больше. | Пожалуйста, если хочешь взять мою вещь — сначала спроси моего разрешения. А потом верни ее на место. |
Ты можешь хоть иногда меня слушать?! | Пожалуйста, отложи телефон, когда мы общаемся. Если тебе неудобно — скажи мне, и мы поговорим позже. |
Я не хочу, чтобы ты меня так обижал. | Давай будем обсуждать все ссоры вдвоем и не копить обиды? |
Общение с детьми само по себе дело непростое. Родителям приходится усваивать множество психологических техник и методов, чтобы ребенок их хотя бы слушал. А еще нужно самим учиться слушать детей и избегать оценочных высказываний, которые могут навредить ребенку. Взрослые при общении с ребенком могут совершать множество ошибок, которые затрудняют взаимопонимание и могут навредить отношениям в будущем. О том, что это за ошибки и как их избежать, мы писали здесь.
Впервые текст был опубликован в Chips Journal.
Еще почитать по теме
Эмоциональность на уровне картошки. Как я учусь понимать свои чувства и экологично говорить о них партнеру