Едва успела улечься пыль после новогодней рекламы Ikea (реклама получилась необычная и хорошая, но не все с этим согласились), как российское представительство шведской компании снова выдало неоднозначный ролик. Настолько неоднозначный, что компании пришлось его удалить — но интернет, как известно, все помнит.
Новый ролик Ikea посвящен организации пространства в маленьких квартирах (весьма актуальная для российских зрителей тема). Главный герой видео — мальчик, который за 30 секунд превращается в мужчину и отца семейства.
Но вот незадача — за 20 с лишним лет своей жизни герой ни разу не получает достаточного количества личного пространства — сперва он вынужден делить комнату с младшей сестрой, потом — с женой, а потом еще и с ребенком и собакой.
Решение проблемы находится, конечно, у Ikea (помните, как в старом слогане: есть идея — есть Ikea) — герой отгораживает себе кусочек комнаты при помощи массивного стеллажа и наконец может там расслабиться в одиночестве, попивая чаек, заботливо принесенный женой.
В день выхода ролик ожидаемо попал в СМИ и блоги (вот, например, пост журналистки и фемактивистки Насти Красильниковой), в результате чего компания оперативно удалила его из своих соцсетей — и правильно сделала.
Интересное по теме
Где находится мамин кабинет? Реклама жилья, в которой все пошло не так
Что же не так? С одной стороны, компания обратилась к действительно важной и болезненной теме для многих — теме личного пространства. Многие и теперь вынуждены до совершеннолетия делить одну комнату с сиблингами (а может быть, еще и с бабушкой), да и после совершеннолетия далеко не всем удается обзавестись достаточно просторным жилищем.
Понятное дело, что для родителей эта тема болезненна вдвойне — люди, которые годами не могут сходить в туалет без свидетелей и уже привыкли просыпаться с чужой пяткой во рту, ценят личное пространство как никто (хотя у них его, как правило, по определению практически не существует).
Интересное по теме
«Ребенку все равно, какой у вас тип личности»: 5 вызовов для родителей-интровертов
Однако, избрав в качестве своего героя мужчину, компания совершила роковую ошибку. Увы, в современной России, когда речь заходит о разделении домашних обязанностей и личном пространстве, стрелочка, как говорится, «не поворачивается» так легко, как хотелось бы.
И если в условной Швеции, где отцовский декрет не считается дичью и экзотикой, такая реклама была бы воспринята если не хорошо, то вполне спокойно, то в России, где большая часть домашних дел и заботы о детях ложится на женские плечи, она выглядит скорее как издевательство.
Глядя на рекламу, невольно вспоминаешь Женю Лукашина, который переживал, что жена будет жить у него в комнате и каждый день мелькать перед глазами туда-сюда.
Вроде бы понятно, что мужчинам тоже нужно личное пространство и отдых от семьи, но в современных реалиях принять это на уровне рекламы масс-маркета очень сложно.
Обсуждают скандальный ролик и в соцсетях — там задались логичным вопросом о том, почему за время (явно не маленькое) планирования и производства ролика ни у одного из участников процесса не возникло сомнений в его корректности и уместности.
В комментариях мнения разделились — кто-то вообще не понял, из-за чего весь сыр-бор, кто-то решил, что реклама удачная, потому что показывает, что у мужчин тоже есть простые человеческие потребности, а кто-то отметил, что если бы героиней ролика была бы женщина, то он был бы куда удачнее. И с этим мы, конечно, согласны.
Несмотря на то, что мы всячески поддерживаем отцов, которые не отмораживаются от своей семьи под прикрытием работы, рыбалки, важных встреч, походов в бар с друзьями и сложной мужской природы, кажется, время подобной рекламы еще не пришло.
Личное пространство важно и нужно всем — будь вы мужчина, женщина, ребенок или бабушка. Но, если посмотреть, как сейчас обстоят дела, кажется, больше всего его заслуживают женщины, которые все еще являются родителями по умолчанию, чаще страдают от затроганности и намного чаще проводят 24/7 с детьми без права уединиться и потупить в тишине. Хорошо, что Ikea это быстро поняла и удалила ролик — надеемся, на его месте появится что-то более реалистичное.
Обновление от 03.02.2022: Оказывается, ролик компания Ikea не удалила — сегодня он снова появился в соцсетях компании, а его исчезновение объяснили «техническим сбоем». Так что вместо поучительной истории с неплохим концом все-таки получился нечувствительный маркетинг. Досадно вышло.